назад

ЗАСАДА ДЛЯ АГРАРИЕВ

Макаровскую ферму пытались закрыть еще два года назад. Ее работники были против. Тогда в канун предвыборной кампании приезжал и губернатор. После страстных обещаний дать деньги на коровник, Владимир Яковлевич надавил на руководство ОПХ, и ферму не закрыли. Сегодня доярки сами не хотят работать в здании, где в любую минуту может обвалиться потолок. А их непосредственный начальник Владимир Янзинов отремонтировать ферму не может, так как губернатор свое обещание не выполнил. После печального собрания в Макарово мы еще раз встретились с руководителем ОПХ

— Владимир Ильич, был ли шанс сохранить рабочие места в Макарово?

— Если бы два года назад хотя бы начали реконструкцию коровника, возможно было говорить о шансах. Сейчас уже нет.

— А как же дотация? Или она стала «засадой» для аграриев?

— Ее, к сожалению, дают бессистемно. А то, что прописано в бюджете, практически никогда не выдается. Я говорил людям, что администрация округа не доплатила ОПХ почти четыре миллиона рублей. Поймите, ОПХ не в силах брать на себя решение социальных проблем. Мы должны сельским хозяйством заниматься, продавать продукцию, получать прибыль и платить людям зарплату. Макаровцев трудоустроить постараемся. Есть 24 вакансии. Совместно с Управлением сельского хозяйства рассматриваем вопрос о строительстве домов по инвестиционной программе НАО на 2003 год для животноводов из Макарово, которые будут работать в Нарьян-Маре.

— Почему у нас так сложно заниматься сельским хозяйством?

— Эта отрасль во всем мире дотационная. Должна быть разработана программа развития сельского хозяйства, как в округе, так и в стране в целом. Например, в Ненецком округе существует программа по кормопроизводству и Закон об оленеводстве. Но эти документы не приведены в единую систему. Каждый из них существует сам по себе.

Нужен дифференцированный подход к хозяйствам. Я бы разделил все хозяйства на рентабельные, малорентабельные и заведомо убыточные. К последним относится большая часть оленеводческих хозяйств. Часть из них не имеет рынка сбыта, а значит, нет экономического смысла их существования.

— Магазины забиты привозной молочной продукцией, местная остается не востребованной. Власть могла бы защитить наших товаропроизводителей?

— Думаю, да. У нас не так много поставщиков, которые завозят молочную продукцию. Даже устного распоряжения было бы достаточно. Посмотрите, на государственном уровне решается вопрос о том, сколько завозить в Россию «ножек Буша». Понятно, если поставить заслон интервенции молочной продукции из соседних областей, возрастет спрос на внутреннем рынке.

Есть и другие возможности. Несколько раз я предлагал создать заемный фонд для аграрников округа, откуда можно было бы получить кредиты под небольшие проценты на производственные нужды. Например, на модернизацию производства. Ведь кредиты в коммерческих банках дают больше чем под 25%. Это самый настоящий грабеж. В России любой кредит вообще получить сложно, а предприятиям ОПХ нереально. Деньги под нашу экономику банкам давать рискованно. Сегодня нужно модернизировать производство на нашем городском животноводческом комплексе, чтобы все дойное стадо перевести туда, так как ферма в Тельвиске находится в таком же критическом положении, что и макаровская . А денег на ремонт и обновление производства нет.

Дина Татаринова

rss