назад

ДАЙ ПОЧИТАТЬ!

В детстве я была запойной. К счастью, запои начинались и заканчивались с первой по последнюю страницу интересной книги. После школы я шла в читальный зал библиотеки, подходила к очередному стеллажу, выбирала очередную книжку, и… возвращалась в реальный мир только по звуку голоса библиотекаря, который в очередной раз оповещал окружающее меня пространство о том, что библиотека закрывается

Настроение в пути к дому зависело от содержимого пакета, в котором лежали драгоценные книги. Наскоро поужинав и сделав уроки, снова возвращалась в яркий, необычный, захватывающий мир затертого до дыр, а поэтому вдвойне интересного для меня очередного тома. Сначала я методично прочитала в детском читальном зале стеллаж со сказками, затем оприходовала следующий за ними стеллаж с фантастикой.

Высшим пилотажем считалось чистить зубы и читать одновременно. Если же очередная жертва моего читательского интереса оказывалась чрезвычайно захватывающей, то я рисковала читать по пути в школу и под партой во время уроков. Если вы в конце восьмидесятых видели на улицах Нарьян-Мара странное существо, уткнувшееся в раскрытую книгу и перебегавшее дорогу не отрываясь от чтения, то признаюсь, это была я.

В результате мною были приобретены:

— высокая степень близорукости и очередная кличка «Очкарик»;

— негласное первенство во всех викторинах и телевизионных играх типа «Кто хочет стать миллионером»;

— критическое отношение к миру и отсутствие счастья в личной жизни;

— умение писать без ошибок, не зная правил;

— симпатию к хорошей литературе и неприязнь ко всей остальной.

В зрелом возрасте меня перестали пускать в приличные кампании. Стоило увидеть интересную книгу, то окружающая действительность исчезала, а моя персона автоматически вычеркивалась из списка гостей. Но что это я все о себе.… Присущи ли клинические проявления книжной болезни подрастающему поколению? Что читают современные нарьянмарцы и читают ли вообще?

С такими незатейливыми вопросами я обратилась в книжные магазины города. Первой жертвой пытливого исследования оказался магазин «Эрудит», что по улице Смидовича.

Компетентная и интеллигентная продавец-консультант поведала «Едей ваде» об особенностях книжного бизнеса в условиях Заполярья.

По данным «Эрудита», среди дамского населения повышенным спросом пользуются любовные романы классиков жанра Барбары Картленд и Джулии Гарвуд и произведения в жанре иронического детектива Дарьи Донцовой. Александра Маринина уже не в фаворе и уровень продаж ее нетленных произведений заметно снизился. Может быть это связано с тем, что их уже можно не читать, а просто посмотреть по телевизору. Стабильно высоким спросом среди мужчин от 16 до 60-ти пользуются произведения в жанре фэнтези Василия Головачева, Юрия Никитина, Ника Перумова, Гарри Гарисона. Школьники покупают в основном учебную литературу, отпечатанные типографским способом шпаргалки и Гарри Поттера. Классика жанра типа «Золотой библиотеки» со столь любимыми советскими школьниками А.Рыбаковым и его «Кортиком», Д.Свифтом, М.Твеном и прочими, спросом не пользуется, по сравнению с различными книжными ужастиками.

Пылятся на полках и такие бриллианты русской словесности как сборники Гумилева, Анненского, Брюсова и других. Подарочные варианты их души, облеченной в слова и коленкор, продаются лишь по большим праздникам, вроде Нового года.

Женщины до тридцати пяти активно покупают «Толкование снов» (не путать с одноименным произведением З.Фрейда), «Энциклопедию суеверий», «Энциклопедию гаданий и предсказаний». Наверное, все юные феи с возрастом превращаются в ведьм и пытаются вооружиться знаниями практического свойства. Неизменным спросом пользуется экономическая, юридическая, психологическая литература.

Поступили в продажу новый «Трудовой кодекс», «Кодекс об административных нарушениях с комментариями», самоучители для пользователей персональных компьютеров и прочее, прочее, прочее. Среди многочисленных книжных обложек был замечен интересный томик «Я песне отдал все сполна» Иосифа Кобзона.

Продавец книжного магазина «Кристалл» была более категорична и посетовала на крайнюю нелюбовь к чтению подрастающего поколения. Младшие, старшие и школьники среднего звена практически не покупают ничего. Лишь изредка Гарри Поттера и учебную литературу. Продавец вспомнила уникального по нынешним временам десятилетнего мальчика из деревни Андег, который всегда по приезду в город первым делом покупает большое количество различной приключенческой, исторической и прочей литературы. Не иначе Ломоносов растет…

Городские дети предпочитают потратить деньги на игрушки и сладости. Порой в книжном магазине родители тщетно пытались купить для своих чад что-нибудь почитать, но присутствующие детишки наотрез отказывались, иногда инцидент перерастал в небольшой скандал. Наиболее «продвинутые» дети покупают различные энциклопедии, так как это полезно для учебы и общего развития.

Основной покупатель – мужчины старше тридцати. Один из постоянных покупатель приобретает с каждой пенсии на пятьсот рублей отечественную и зарубежную фантастику. В основном берут детективы, уже упоминавшейся Д.Донцовой и Андрея Ильина. Моего любимого Б. Акунина покупают редко, и рейтинг его продаж заметно уступает незамысловатой Д.Д. Классику не берут в принципе. Книги по домоводству и кулинарии, стихи берут в подарок. Молодые мамы покупают своим кровиночкам Чуковского и Маршака. Это единственное из нашего исторического наследия, что пользуется стабильным спросом.

Напоследок хочется поделиться с читателем свеженьким афоризмом. Не жалейте денег на книги. Все интересное и нужное приходится покупать, лишь неприятности достаются нам бесплатно.

Алла Ливанова

rss