назад

НА ЗАПАДЕ ИНДЕЙСКОЙ КАНАДЫ

Давно подсчитано, что коренные народы составляют всего 5 процентов от общего числа жителей Земли, однако они владеют 20 процентами наиболее ценных ландшафтов планеты. Как вы понимаете, столкновение интересов неизбежно. Однако проблемы коренных народов каждое государство решает по-своему. В конце прошлого года на международном семинаре своим опытом соуправления делились с представителями российского Севера и Сибири канадские правоведы, экономисты и политики

Русских забросили на мало обжитой Северо-Запад Канады, где проживают исконные жители этой территории – приполярные индейцы. Здесь они представляют почти половину населения, большую группу которого составляют иннуиты.

— Как мне показалось, канадцам удалось вписать индейцев в современность, – делится своими впечатлениями Алексей Ардеев, председатель комитета по делам народов Севера. — Канадское правительство делает ставку на развитие малого и среднего бизнеса, в том числе и при оказании помощи коренным народам. По всему Северо-Западу в индейских городах и поселках были созданы так называемые культурные институты. Здесь не только обучают индейским языкам, обрядам, традиционным промыслам, но и учат бизнесу. Государство охотно предоставляет начинающим предпринимателям кредиты, бизнесменам-индейцам – льготные. Частники занимаются всем – от того, что у нас называется «северным завозом» до доставки почты.

Большинство жителей небольших сел зарабатывают на жизнь исключительно за счет охоты и рыбалки. Местные власти стараются им в этом помогать. Круглый год индейцы ловят рыбу на Грейт Слэйв лэйк, что в переводе означает Большое невольничье озеро. Установленная для рыбаков годовая норма отлова рыбы более полутора тонн. Самой ценной является «белая» рыба, также ловят щуку и озерную форель.

Сегодня в Канаде невероятно популярен этнический туризм. Желающих обучают индейским приемам охоты и рыбалки, дают уроки выживания в тундре, рассказывают об обычаях и легендах народа. Все происходит на летнем стойбище. Как правило, подобные туристические базы – дело семейное. Индейцы умеют делать деньги даже на разведении собак. Нас привезли на турбазу, где разводят лаек. Крупные суммы хозяину приносят победы его питомцев в собачьих гонках, а также продажа щенков. В остальное время он зарабатывает на том, что катает туристов на собачьих упряжках, лодках и снегоходах. Желающих – море. У нас аналогичная база лет пять дохода приносить не будет, так как нужна мощная реклама. В Канаде на раскрутку этнического туризма до международного уровня ушло около 20 лет. Организован спрос на традиционную продукцию. Кстати, дешевыми индейские сувениры не назовешь. Зато выбрать и купить их можно в любом магазине и даже по Интернету. Отсюда и средний доход канадского аборигена – 30 тысяч долларов в год.

Из неофициальных разговоров я понял, что у индейцев есть проблемы с алкоголем и безработицей. Последняя, возможно возникла от того, что при потере работы правительство выплачивает им солидное пособие. Сомневаюсь, что можно использовать канадский опыт в России. В этом случае нужно пересматривать всю политику государства, да и менталитет у нас другой.

Этот семинар был организован в рамках проекта по институциональному строительству для коренных малочисленных народов Севера России, который был начат в 1996 году. Финансируется он Канадским агентством по международному развитию. Его цель – создать специальный центр по обучению и экономическому развитию коренных малочисленных народов. В течение пяти лет на одной из северных территорий России должен быть осуществлен такой экономический проект, который бы принес реальный доход коренным жителям. Насколько я знаю, это случится в Ямало-Ненецком округе. Финансироваться он будет за счет канадской стороны. Лично мне показалось, что канадцев не столько интересует судьба коренных малочисленных народов России, сколько наш опыт в реализации программ социально-экономического характера в этой области развития. То есть они предпочитают учиться на чужих ошибках.

Записала Марина МАМАЕВА

rss