назад

ИСКАТЬ ВСЕГДА…

На прошлой неделе всех ошеломила новость о пропаже вертолета с губернатором и другими членами администрации Сахалинского края. Машину и пассажиров искали почти трое суток. На ушах стояли все службы, начиная от спасателей, заканчивая следователями и моряками. Увы, итог этих поисков неутешителен: погибли все, кто находился в том злополучном вертолете. Впрочем, сегодня хотелось бы поговорить не о сахалинской трагедии, а о том, что будет, если кто-нибудь (типун мне на язык) пропадет у нас

 Мало кто знает, но в округе уже больше двух лет работает настоящая поисково-спасательная служба. Правда, телефон у нее не 911, как у знаменитых американских коллег, а обычный, нарьян-марский – 4-01-19. В НАО, никуда не денешься, тоже ежегодно теряются люди. Тундра у нас большая, река суровая, погодка временами та еще… Кстати, как рассказал корреспонденту «ЕВ» начальник окружной ненецкой поисково-спасательной службы Василий Дедков, с наступлением осени «тревожных звонков» от граждан становится больше обычного. Во-первых, пошли грибы. Во-вторых, в разгаре рыбалка. В-третьих, усиливаются и природные напасти – шторм на реке, дожди, снегопады. Одним словом, ухо уже сейчас пора держать востро. Летом народ, к сожалению, тоже пропадал, но таких случаев было немного. В основном службе спасателей приходилось вытаскивать утонувших людей.

– За лето было всего по нескольку звонков в месяц, – говорит Василий Витальевич.
– Наши водолазы выезжали на Сазоновское и Голубые озера, где искали горе-купальщиков. Был случай и с рыбаком – инфарктником. Его прямо на рыбалке отправил на тот свет сердечный приступ. Кроме этого, на одном из месторождений ушел и не вернулся инженер. Пропал также водитель администрации. У всех этих историй грустный конец, хотя мы до последнего надеялись хоть кого-то найти живым. С приходом осени, мы, честно говоря, ждем, что работы у нас прибавится. Кстати, я бы рекомендовал людям записать наш телефон, потому что не многие его знают. Пусть звонят, дежурство у нас круглосуточное: с восьми  до восьми  на сменах работает весь личный состав – 9 человек, не считая бухгалтера и оперативного водителя.

По словам Василия Дедкова, основной причиной пропажи людей является то, что они отправляются в дальний путь в гордом одиночестве.

– На реке или в тундре обязательно надо быть как минимум вдвоем, – говорит руководитель поисково-спасательной службы. – Мало ли, мотор сломается или человек ногу вывихнет. Случиться может всякое. В конце концов, взаимовыручка никогда лишней не бывает. Кроме того, по возможности надо брать с собою средства связи – спутниковый телефон, рацию или просто сотовый. Можно выйти на любую частоту, или встретить кого-то, кто может добраться до телефона и сообщить нам о своих проблемах и примерное местонахождение. Повторяю, хорошо бы запомнить номер службы спасения – 4-01-19, как «Отче наш». Очень часто родственники пропавших приходят к нам, показывают приличную площадь на карте и говорят: «поехал куда-то сюда». Это «куда-то сюда» иной раз оказывается огромной территорией, где человек может затеряться как иголка в стоге сена. Поэтому любителей попутешествовать их близкие должны заранее расспросить, куда конкретно они намерены отправиться.

Были в практике спасателей и истории похожие на сюжет фильма «Особенности национальной охоты».

– Мужики берут с собой приличную дозу спиртного, где-нибудь неделю пьют, а потом объявляются, когда дома их чуть ли не похоронили, – рассказывает начальник службы. – Просто для сведения таких людей скажу, что час поисков на вертолете, например, стоит около ста тысяч рублей. И пусть пожалеют родных, их нервы дороже всяких денег.

Впрочем, у спасателей не принято выставлять счет за свою работу.

– Если к нам обращаются, – продолжает Василий Витальевич, – мы будем искать в любом случае. Для нас принципиально выполнить свою работу, вне зависимости от того, кто потерялся – простой человек или начальник. А со всем остальным пусть милиция разбирается.

Необходимая техника для поисковых работ у спасателей имеется.

– Худо-бедно, но мы достаточно оснащены, – признается Дедков. – В этом году у нас появились новые моторы, обещают к зиме закупить еще один хороший снегоход, тесно сотрудничаем с вертолетчиками, при необходимости арендуем вездеходы у организаций, водолазное снаряжение у нас тоже неплохое. Правда, всегда хотелось бы большего. Например,  заиметь хорошую резиновую лодку, хотя бы пятиместную. Мы детей как-то через речку переправляли. Будь у нас тогда нормальная «резинка» все было бы намного проще. «Болгарку» еще хочется, чтобы в случаях ДТП людей из машины быстрее доставать. Одним словом, иной раз чего-нибудь может не хватить для оперативной работы. Есть у нас и еще одна проблема. Домик под службу нам построили, а вот с гаражом строители все никак не справятся. При его возведении уже три бригады сменилось, а конца и края этой работе не видно. Каждый день меня подрядчик «завтраками» кормит, а толку никакого. Можно было бы и потерпеть, конечно, но техника под открытым небом портится, да и воруют сейчас моторы. Жалко снаряжение. Срочно нужен гараж! Надеюсь, хоть через газету удастся дело с мертвой точки сдвинуть. А пока мы все самое ценное в кооперативном гараже за деньги храним: для юридических лиц плата – 10 рублей в час. Вот и считайте, сколько все это стоит. А ведь за то время, что строители с нашим гаражом возятся, его уже десять раз построить можно было. К тому же, деньги заплачены. Дай Бог, чтобы к зиме все-таки построили, ведь «кооперативка» уже скоро закроется.

Ну и в завершение нашей беседы с Василием Дедковым все же удалось уйти от грустной темы. Работа у спасателей подчас очень даже интересная. Не только пропавшими людьми они занимаются, спасают и от бытовых трудностей.

– Недавно у женщины дверь в квартире захлопнулась, – говорит Василий Витальевич. – Она позвонила нам. Выехали, залезли в квартиру через окно и спасли ситуацию. Правда, как московской службе спасения нам еще не приходилось котов из мусоропровода доставать. Мы пока больше ориентированы на проблемы людей. Трудности всякими бывают. По возможности, если личный состав не на поисках и у нас нет более важных вызовов, будем заниматься и работой из серии «дверь захлопнулась» или «голова между перилами застряла».

Зинаида УГЛОВА

rss