назад

В ПАМЯТЬ О ПОЛЯРНЫХ ЛЕТЧИКАХ В скором времени в Нарьян-Маре появится обелиск летчикам, погибшим во время войны. Инициатором установления памятного знака стала эколого-краеведческая организация «Истоки». Именно она нашла останки самолетов и установила историю гибели экипажей, а также дальнейшую судьбу тех, кому удалось выжить

Уже готов проект будущего обелиска — стела, которую венчает чайка с распростертыми крыльями. Оплатить благие намерения согласился «Нарьянмарнефтегаз». Военные летчики пообещали доставить памятник в столицу НАО, а власти города — выделить мемориалу место. Пока точно не известно, где установят памятный знак, называют три варианта: аэропорт, военная часть или улица Рабочая. Последнее место наиболее предпочтительно и даже символично — дорога ведет в аэропорт. Кстати, мэрия пообещала ради такого дела дать улице новое имя — Полярных летчиков.

Мемориальная доска обелиска увековечит имена четырех экипажей, водивших самолеты-разведчики и машины, осуществлявших воздушное прикрытие морских судов. Нарьянмарцы увидят фамилии тех, чьи имена известны. Поисковиками установлено, что на территории округа в годы Великой Отечественной разбились четыре самолета, в экипажах — 15 человек. Некоторым удалось выжить. Однако даже сегодня известны имена не всех летчиков тех трагических событий.

До сих пор выясняются фамилии пилотов бомбардировщика ТБ-3, который потерпел аварию в марте 1943 года в районе реки Волонга. Его останки нашли летом 2001 года ребята краеведческой экспедиции общественной организации «Истоки». Сегодня посланы запросы в военные архивы ВВС Северного флота и министерства обороны, найдены очевидцы событий и люди, лично знакомые с летчиками потерпевшего крушение бомбардировщика. Пытаются разыскать и Михаила Федоровых, бортмеханика самолета-разведчика «Каталина»: он единственный, кто выжил из троих членов экипажа. Трагедия произошла осенью 1944 года. Выполняя рейс Новая Земля-Архангельск, из-за сильного тумана машина врезалась в сопку. Михаил без карты и провианта по пояс в снегу восемнадцать дней добирался до ближайшего рыбацкого стана. Обгоревший и обмороженный он сначала лечился в Коткино, потом был переведен в Нарьян-Мар. Затем чудом спасшегося летчика вернули на прежнее место службы в первую эскадрилью

44-го смешанного авиаполка ВВС Беломорской военной флотилии. Вскоре Михаила Васильевича перевели в ВВС Черноморского флота, откуда в 1947 году он вышел в отставку. На этом следы его теряются.

— Проводя поиск, обнаружили и другие случаи гибели самолетов, — рассказывает Сергей Козлов, сотрудник УПР по НАО, курирующий работу юных исследователей-следопытов. — Еще проводится расследование по ЛИ-2: он потерпел крушение в 1948 году в начале марта. Пока лишь известна фамилия командира экипажа — Попов. Предполагаемое

место гибели — Югорский полуостров или северные хребты Уральских гор. О трагедии я узнал, работая с документами архива администрации города. Однако переписка, которая дала сведения, неожиданно обрывается, и неясно, нашли останки машины или нет. Ведется поисковая работа и по самолету АН-7 (Р-6), что разбился недалеко от Кары. Буквально на днях получил письмо от человека, который помнит эту трагическую историю. Автор сообщает, что погибли два члена экипажа и женщина. Сегодня от машины остался лишь двигатель. И три могильных холмика.

Марина МАМАЕВА

rss