назад

ГЕОЛОГИ ОТЧИТАЛИСЬ

В конце прошлого года все нефтяные компании, имеющие лицензии на пользование недрами, отчитались перед управлением природных ресурсов о результатах проведенных ими геологоразведочных работ. Исполняющий обязанности начальника УПР по НАО Илья Попов сообщил «ЕВ», что ситуация с воспроизводством запасов нефти в округе в целом складывается не лучшим образом

По предварительным данным, ожидаемый суммарный прирост запасов нефти категории С1 (на которые ориентирована добыча) в минувшем году составит более 20 миллионов тонн. При ожидаемой годовой добыче в пределах

7,2-7,5 миллиона картина на первый взгляд благополучная. Однако одновременно с приростом категории С1 происходит списание запасов более низкой категории — С2. При этом объемы списываемых запасов в несколько раз превышают объемы приращиваемых, даже без учета добычи.

Причин тому несколько. Первая из них заключается в том, что основной объем геологоразведочных работ на территории округа осуществляют компании, имеющие лицензии на разведку и разработку ранее открытых месторождений. Вполне естественно, что работы этих недропользователей направлены в основном на доразведку и подготовку запасов к освоению.

Вторая причина заключается в том, что активно применяемые компаниями современные эффективные методы и технологии разведки позволяют получить более точные данные о строении залежей углеводородов и, соответственно, более достоверно оценить их запасы. К сожалению, в ряде случаев картина складывается не в пользу ранее проведенных геологоразведочных работ (по результатам которых в свое время запасы и ставились на учет в Государственный баланс). Неподтвержденные запасы, естественно, также придется списывать.

Имеются и другие причины. Но это не главное, поскольку все сказанное вполне закономерно. В этом и состоит суть разведки. Тем более, что речь идет о полезных ископаемых, залегающих на глубинах от двух до четырех и более тысяч метров при весьма сложных геологических условиях.

Тревогу вызывает другое. Дело в том, что воспроизводство запасов должно осуществляться за счет открытия новых месторождений и залежей. Открытие же месторождений необходимо готовить, и процесс этот весьма сложный и длительный. И делать это должны компании, имеющие так называемые «поисковые» лицензии.

К сожалению, большая часть компаний не выполняет взятых на себя обязательств — либо вообще не проводит работ на предоставленных участках, либо проводит их такими темпами, что ожидать каких-то конкретных результатов до конца срока действия лицензий не приходится.

Геологоразведка всегда работала и работает на перспективу: обнаруженное сегодня будет разрабатываться через

5-10 лет. Не открытые в наши дни месторождения, не подготовленные своевременно к разработке запасы отрицательно скажутся на добыче

нефти в перспективе. А поскольку так уж сложилось, что жизнь населения округа долгие годы будет от этого зависеть, активно думать и работать геологам и органам власти надо сегодня.

В минувшем году было открыто лишь одно, мелкое (по действующей классификации) по запасам нефти месторождение. Ни о какой реальной компенсации текущей добычи в данном случае и речи идти не может. Также не было подготовлено ни одного нового объекта для постановки поискового бурения.

Объемы запасов разведанных ранее месторождений углеводородов впечатляют и на первый взгляд вроде бы позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. Однако при этом почему-то не учитывается ни структура этих самых запасов, ни ряд других факторов, осложняющих перспективу их освоения. Попросту говоря, разведанные запасы некоторых месторождений могут оказаться нерентабельными для освоения.

Вывод напрашивается только один: необходимо срочно активизировать геологоразведочные и в первую очередь — поисковые работы на УВС в округе.

Материалы, полученные по результатам заслушивания, еще обрабатываются, будут обобщены, проанализированы и использованы при подготовке государственных программ геологоразведочных работ на последующие годы.

Как отметил Илья Алексеевич, общая неблагополучная картина с поисковыми работами на углеводородное сырье в округе сложилась давно и не является откровением. Это постоянно фиксируется в отчетах, озвучивается в докладах управления. Об этом достаточно информированы все заинтересованные органы государственной власти.

Однако, по его словам, ни МПР России, ни его территориальный орган не могут сегодня эффективно воздействовать на компании, не выполняющие принятые на себя обязательства по поиску новых месторождений. В прошлом году МПР России предложило окружной администрации (так требует законодательство) изъять лицензии у четырех из них. Но постановления о досрочном прекращении права пользования недрами упомянутой четверки возвращены в министерство неподписанными.

Так что перелома в сложившейся ситуации в ближайшее время ожидать не приходится.

В прошедшем году еще три предприятия получили девять лицензий на проведение поисковых работ на углеводородное сырье на территории НАО. По данным управления, к полевым работам на объектах из них не приступал еще никто.

Алексей ВАСИЛИВЕЦКИЙ

rss