назад

ПЕРЕТЯГИВАЯ КАНАТ В то время, когда во многих регионах руководство сейчас старается, что называется, лишний раз не высовываться, не бросаться в глаза высшему начальству, в Ненецком округе депутаты проявили гражданскую смелость, инициировав запрос в Конституционный суд по поводу одного из федеральных законов, ограничивающих полномочия автономных округов — «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

Инициатива эта вызвала большой отклик. Тем более что ее поддержала межпарламентская ассоциация северо-западного региона. В Архангельской области многие политики высказались откровенно негативно (кто бы сомневался, что они займут подобную позицию — ведь именно области отходят эти спорные полномочия). «Решение депутатов межпарламентской ассоциации — это преступление против интересов Архангельской области, — заявил на сессии Областного собрания депутатов член Совета Федерации Юрий Сивков. — Депутаты от Архангельской области, которые участвовали в конференции в Петрозаводске и проголосовали за это решение, не мели право решать за все областное Собрание». По мнению Сивкова, этот федеральный закон абсолютно справедлив, так как «не может регион с численностью 45-50 тысяч жителей быть отдельным субъектом РФ. Такими законами осуществляется федеральная политика укрупнения регионов».

А вот председатель Заксобрания (Суглана) Эвенкийского автономного округа Анатолий Амосов 9 февраля высказал газете «Ведомости» иную позицию окружного парламента относительно новой модели разграничения полномочий между уровнями власти в России и запроса Собрания депутатов НАО в Конституционный суд. Амосов, в частности, сказал: «В Суглане Эвенкии обсуждается идея направить в Конституционный суд обращение о поддержке ненецкого запроса. Автономные округа исторически создавались для защиты интересов северных народов. И суд должен обратить внимание на национальную тематику — на то, как лишенные полномочий и денег округа будут защищать свои титульные народы».

Зато в регионах, чье мнение гораздо более весомо, идут противоположные процессы. На днях власти Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, оказавшихся благодаря закону 95-ФЗ в том же положении, что и НАО, согласились пойти на уступки в вопросах передачи своих государственных полномочий в ведение Тюменской области. На совещании «трех дум» в Тюмени глава Госдумы ЯНАО Сергей Харючи, ранее боровшийся за сохранение конституционного статуса автономий, фактически подтвердил, что округа готовы принять «правила игры» Тюмени. По мнению аналитиков, власти ХМАО и ЯНАО изменили свою позицию после недавнего совещания в Кремле, где им было четко сказано: в вопросе централизации власти в регионах торгов не будет.

Правда, перед тем, как президент РФ Владимир Путин подписал закон о централизации полномочий в регионах, властям тюменских автономий удалось добиться от федеральных властей послаблений, в том числе возможности заключать договор между автономиями и областями по разграничению полномочий. У нас нет и такого.

Стоит отметить, что противостояние с Тюменью привело к появлению на территории ЯНАО сепаратистски настроенных организаций. Так, 18 января лидеры общественной организации «Ямал-потомкам» (близкие к губернатору Юрию Неелову) публично призвали окружную власть к выходу из состава Тюменской области и объединению с Ненецким АО. Но в конце января ситуация внезапно изменилась. На третьем заседании согласительной комиссии, которое прошло 23 января, власти северных автономий неожиданно заявили о готовности вести переговоры по «тюменским» правилам. Но окончательная капитуляция произошла на заседании совета «трех Дум». Ни в ХМАО, ни в ЯНАО пока не называют внятных причин изменения своих позиций. Однако в администрации Тюменской области убеждены, что причиной стало январское совещание с главами автономных округов в Совете Федерации. «Видимо, в Кремле им объяснили, что обратного пути нет, что никто не собирается с ними торговаться и тем более вносить изменения в федеральные законы и Бюджетный кодекс в их интересах. Поэтому у них просто не осталось другого выхода, кроме как начать работать с нами», — сообщают в тюменской обладминистрации. Тем более что времени на переговоры осталось совсем немного. По закону, договор о делегировании полномочий автономиям должен быть подписан до 1 мая текущего года...

В течение месяца Конституционный суд должен решить, будет ли он рассматривать запрос из Нарьян-Мара. Тогда и будет окончательно ясно, стоило ли «бодаться теленку с дубом», пытаться округам перетягивать канат на себя.

Николай Левин

rss