назад

Я БЫ В ХИМИКИ ПОШЕЛ...

В министерстве образования России вынашиваются планы ввести с 2005 года в большинстве школ страны профильное обучение. А пока лишь в некоторых из них проходит эксперимент. В нем участвуют и нарьянмарцы: в четвертой и первой школах профильные классы уже существуют. О том, что они дают старшеклассникам, рассказала корреспонденту «ЕВ» заместитель директора по научно— методической работе школы № 4 Лариса Безумова

Совсем скоро, всего через несколько месяцев, нынешние одиннадцатиклассники превратятся в абитуриентов. Поэтому уже сейчас многие из них все реже и реже появляются на дискотеках и других увеселительных мероприятиях, отдав предпочтение подготовке к поступлению в институт. Большинству ребят до сегодняшнего момента нужно было искать личного репетитора. Стандартная школьная программа, к сожалению, не всегда гарантирует даже отличникам получение студенческого билета в выбранном вузе. И вот теперь, с появлением профильных классов, на уроках начинают давать углубленные знания по отдельным предметам.

В первой школе Нарьян-Мара таких классов пока только два. В одном десятиклассники усиленно изучают физику и математику. Другой класс — с социально-гуманитарным уклоном, где дополнительно читают экономику и право. При этом в первой школе есть еще и целых десять гимназических классов, со сверхнасыщенной универсальной программой: иностранный, литература, математика, информатика и т.д. По лицейской системе первая школа работает уже давно — с 95-ого года, а профили у старшеклассников здесь появились только с сентября 2003-го. В четвертой это случилось несколько раньше. И тут тоже сейчас действуют два профильных направления: естественно-научное — с углубленным изучением химии и биологии, а также техническое — углубленные физика и математика, с дополнительными факультативами по черчению. Из трех одиннадцатых классов по профилю в четвертой школе занимается сегодня только один, а из трех десятых — уже два.

— Мы в прошлом году решили испробовать эту практику на себе, — рассказывает Лариса Безумова. — Тогда-то у нас и появились первые профильные старшеклассники. Сегодня уже есть серьезные положительные результаты, благодаря именно этому эксперименту. Только что закончились городские олимпиады, и наши ученики справились с ними отлично. По химии и биологии, например, ребята из выпускного профильного класса завоевали почти все призовые места — от первого до третьего. По опыту прошлого года могу заметить, что те, кто имел в таком классе «тройку» по той же химии, без труда сдавали экзамен по этому предмету при поступлении в институт. И не случайно многие старшеклассники из других школ, нацелившись на дальнейшее обучение в вузах естественнонаучного направления, переходят после девятого класса к нам. С ними у нас занимаются учителя высшей категории Оксана Соколова и Ольга Худобина.

Но насколько возможно реализовать такой подход в других школах округа? Ведь учителей высшей категории на всех не напасешься.

— Согласна, — улыбается завуч. — Любого такого педагога школа школе без боя не отдаст. Поэтому, думаю, в каждом из средних учебных заведений должны появляться свои профильные направления: у одних — химия, биология, а у других — литература, иностранный язык и прочее. Все зависит, естественно, от возможностей. С ними, не все так просто на селе, хотя и там есть по-настоящему высококлассные учителя. Перевести все школы сразу хотя бы на один профиль — уже нелегкая задача для нашего округа. К тому же, как быть с ребятами из глубинки, которые хотят усиленно изучать тот или иной предмет в другой, например, городской школе? В начале этого учебного года к нам перешла одна девочка из села, но она и ее родители просто не потянули расходы, связанные не только с учебой, но и с жильем и другими бытовыми трудностями.

Одним словом, на каждое «за», конечно же, есть свое «против». Но в случае с введением профильного обучения в школе №4 успехи, как говорится, на лицо. Шутка ли, четвертая отобрала в этом году традиционное лидерство у первой школы в городских предметных олимпиадах. Впрочем, все это лишь предварительный итог: говорят, на окружной олимпиаде задания будут гораздо серьезнее. Да и сама Лариса Александровна не спешит делать однозначные выводы.

— Знаете, профиль — профилем, но не забывайте, что многое зависит от самих ребят. Ведь среди них есть настоящие самородки. А есть и те, кто с трудом выдерживает нагрузку стандартной школьной программы, не говоря уже об дополнительных занятиях на факультативах. Впрочем, никого в профильные классы по принуждению не зовут. Мальчишки и девчонки самостоятельно делают свой выбор, и готовы за него платить не только деньгами, но и временем. Некоторых из них, порой, трудно остановить и выгнать из кабинета. Просто они знают, чего хотят. Главное, чтобы была возможность реализовать эти желания.

Спрашиваю Ларису Александровну, а не заставляет ли профильное обучение ребят херить остальные предметы, которые им не нужны при поступлении? Кстати, на Западе иной узкопрофильный специалист с трудом разбирается в других областях: биолог — полный ноль в литературе. В конце концов, отечественная школа тем и славится, что давала и дает достаточный багаж универсальных знаний.

— Для профильных классов никто не отменяет требования остальной школьной программы, — говорит она. — Одно другому, не должно мешать, и, скорее наоборот — помогает.

К слову, в четвертой школе в этом году ожидается рекорд по количеству претендентов на медали. А их, как известно, дают за отличные знания не только в биологии или физике с математикой.

Впрочем, лучше все-таки не забегать вперед. На повестке дня у «зубрилок» в этом учебном году еще множество испытаний. Как бы не сглазить...

И вообще, смею предсказать, разведав обстановку и в других средних учебных заведениях: на умниц сезон 2004-го года обещает быть в НАО гораздо богаче, чем прошлогодний. Прогноз, как минимум, на двадцать медалистов. Кто больше?

Зинаида УГЛОВА

rss