назад

К КИСЕЛЬНЫМ БЕРЕГАМ

На днях в Архангельске прошло организованное министерством природных ресурсов РФ большое совещание, где обсуждалась перспективная программа развития топливно-энергетического комплекса Северо-Запада до 2020 года

Общественности еще раз пообещали, что к 2020 году в акваториях Баренцева и Печорского морей планируется ежегодная добыча нефти в объеме до 30 миллионов тонн и газа до 130 миллиардов кубометров.

Впрочем, российское государство для выполнения этой задачи крупные средства тратить не намерено — основной объем работ выполнят и профинансируют добывающие компании, которые и организуют «нефтяные реки в кисельных берегах» (к слову сказать, само мероприятие в Архангельске финансировал «ЛУКОЙЛ», за что министерство выражало ему большую благодарность).

Аппаратный смысл этого мероприятия вполне понятен. Скоро состоится формирование нового кабинета министров. МПР того и гляди реорганизуют. А уж говорить о том, что нынешний министр Виталий Артюхов, недавно отпраздновавший свое шестидесятилетие, сохранит свой пост в новом Совмине и вовсе сложно. Скорее всего, его тихо отправят на пенсию. Так что лишний раз продемонстрировать активность и заслуги в деле экономического подъема чиновникам вовсе не вредно.

Но есть ли у государства сегодня реальные рычаги воздействия на ситуацию с добычей углеводородов? Некоторые, конечно, есть. В проекте программы комплексного освоения запасов углеводородов в Северо-Западном регионе, в частности, планируется не только наращивание добычи за счет уже открытых месторождений нефти на территории северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, но также разработки месторождений шельфа арктических морей. Дело это достаточно новое. И государство должно усилить экологический мониторинг работ, связанных с морской добычей и транспортом углеводородов, способствовать обеспечению безопасности работ.

Но еще более важно решить транспортный вопрос. Строительство нефтяного экспортного терминала в Мурманске тормозится только из-за отсутствия политического решения государства (которое не хочет появления частных нефтепроводов).

Другой серьезный рычаг влияния на недропользователей — политика выдачи лицензий. Пока лицензионная политика на всех уровнях не будет отлажена, ждать каких-то прорывов со стороны нефтяников не стоит. Между прочим, в нашем округе до сих пор не согласован даже перечень объектов, которые в нынешнем году могут быть выставлены на конкурс или аукцион (а сами конкурсы в НАО прекратились в 2001 году). А ведь в нераспределенном фонде в округе сегодня числится добрая половина нефтяных месторождений.

Как отмечалось на совещании, при интенсивном варианте реализации программы развития нефтегазового комплекса Северо-Западного региона России потребуются инвестиции в объеме 65 миллиардов долларов, в том числе в геологоразведочные работы — 5 миллиардов. Кстати говоря, программа развития деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» в Северо-Западном федеральном округе до 2020 года предусматривает затраты на геологоразведочные работы в размере

34,5 миллиарда рублей — то есть свыше миллиарда долларов. Ее почин предстоит поддержать «Роснефти», «Газпрому» и другим. И в значительной мере от нашего государства зависит, будут ли инвесторы вкладывать свои средства в освоение полярного шельфа, а не, скажем, в освоение Каспия.

Алексей Василивецкий

rss