назад

ЛЮБОВЬ ДАРИТ НАДЕЖДУ

Их свадьба была необычной. Нет, не венчал их батюшка на дрейфующей льдине, и не плыли они в небе на воздушном шаре, но тот день, когда Анна и Алексей Лыченко скрепили свой союз узами Гименея, запомнился на всю жизнь работнику ЗАГСа и доктору, которого молодожены взяли в свидетели

Регистрация состоялась в палате интенсивной терапии. Жених, недавно перенесший инсульт, не мог держать ручку, чтобы поставить подпись, его рукой водила невеста. Автограф получился размашистым и неровным, словно выписывала его нервная игла энцефалограммы.

Две недели провел Алексей после инсульта в реанимации. В первый же день 27 июля 2001 года ему сделали экстренную операцию на головной мозг. Когда больного перевели в терапию, он был полностью парализован. Алексей не помнил, как его зовут, не понимал, кто эти люди в белых халатах. Не узнавал и жену Анну, только видел, что эта женщина всегда рядом. Врачи не давали никаких гарантий, что больной выживет. Почти месяц его мучила высокая температура, которую никак не удавалось сбить. Память возвращалась постепенно.

Полтора месяца, что провел муж на больничной койке, Анна не отходила от его постели. Медперсонал поставил в палате вторую койку специально для нее.

— Он был словно младенец, — вспоминает сегодня Анна. — Так как я находилась в отпуске по уходу за ребенком, то смогла все свое время посвятить Алексею. Дочке тогда еще года не исполнилось. Я увезла ее в Нельмин Нос к бабушке. Хочу сказать, выручила поддержка окружающих: мед-сестер, родственников, друзей. Каждый день в палату кто-нибудь приходил. Нас посещали коллеги мужа, он пятнадцать лет проработал на Варандее. Навещали сокурсники, однокашники, знакомые. Моя подруга Маши Филиппова вообще взяла на до мной шефство. Вечерами я приходила к ней на ужин, ведь на сухом пайке долго не протянешь. Галина Латышева, которую мы в шутку называем женщиной с веслом за ее не недюжинную физическую силу, помогала приподнимать Лешу. Он хоть и похудел за время болезни, но все равно был тяжелым. Даже незнакомые люди выручали. Вы знаете, как только с Алексеем это случилось, сразу вокруг столько хороших людей оказалось.

Выписали Лыченко в сентябре. Алексея привезли домой лежащего на носилках, во рту стоял зонд, через который вводили пищу и лекарства. Где-то через неделю ожила левая сторона тела. Анне пришлось приложить немало усилий, чтобы научить взрослого мужчину сидеть, стоять на ногах, делать первые шаги. Когда невропатолог сказал, что можно начинать вставать, больной не решался подняться.

— Самое страшное в такой ситуации — уныние, оно отнимает силы и веру в то, что здоровье можно вернуть, — говорит Анна, — я старалась всегда кого-нибудь приглашать в наш дом. При гостях Алексей бодрился, да и они его поддерживали. От своей подруги узнала о Елизавете Бобриковой из Омы, которая в 50 лет перенесла два инсульта. Она смогла преодолеть недуг, у нее восемь ребятишек. Дождавшись, когда Бобрикова приедет на медицинскую комиссию в Нарьян-Мар, позвала ее в гости. Елизавета Васильевна не отказала, пришла и рассказала Алексею свою историю. Она тоже была парализована, но сейчас здорова, даже инвалидность сняли. Такие встречи очень помогали Алексею, он понимал, что не все так безнадежно, как казалось вначале. Вскоре при обследовании в Архангельске узнали, что возможен повторный инсульт, если не сделать операцию.

Повторная операция прошла успешно. Супруги съездили в кисловодский санаторий и на Украину к родителям Алексея. В этом году чета планирует попасть в архангельскую специализированную клинику восстановительного лечения. Сейчас Алексей ходит без костылей и помощи посторонних. Регулярно посещает тренировки «Инваспорта». Здесь он обрел новых друзей.

Говорить наш герой еще не может. Произносит «да» и «нет». Его маленькая дочка Надя любит повторять: «Папа скоро вырастет и начнет говорить». Этого момента с терпением и любовью ждут супруга Анна и Димка, старший сын. С миром Алексей общается при помощи блокнота, где рукой жены написано его имя, фамилия, домашний адрес, краткая история болезни. Писать сам владелец записной книжки не может, так как правая рука остается недвижимой. Пробует освоить алфавит левой. Если требуется уточнение или переговоры, Алексей протягивает мобильник. На том конце трубки вам ответит Аня.

— Понимаю его без слов, — говорит она, — порой кажется, что знаю Алексея лучше, чем он себя. Верю в то, что все будет хорошо. Теперь и Алексей это знает.

Марина Измайлова

rss