назад

ВЕЛИКИЙ ПОСТ Закончилась Масленица, прошел и последний прощальный день. Настало время поста и покаяния: надо отмаливать грехи, смыть с себя масленичное греховное веселье. В церквах начинаются великопостные службы. Постились ветхозаветные праведники, и сам Христос примером своего сорокадневного поста и проповедями положил основание христианской традиции

Многодневных постов в году четыре. Самым главным и строгим является Великий пост, который продолжается в течение семи недель перед Пасхой. Он установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней. Духовная подготовка к нему начинается за несколько недель воспоминаниями притч Спасителя о мытаре и фарисее, о блудном сыне, а также о грядущем Страшном Суде и об изгнании человека из рая. Великий пост должен быть временем особенного покаяния, усиленной молитвы. Первые и последние дни поста следует проводить очень строго, по возможности обходясь без пищи.

1-я неделя поста. «Неделя торжества Православия». Это связано с воспоминанием о победе Вселенской Церкви над иконоборчеством (VIII век).

Большой устав. Понедельник — чистый день. В Чистый понедельник рот полощут, чтобы смыть следы скоромной пищи на Масленой. Во вторник также не разрешается никакая пища и питье. В среду сухоядие и сурово зелие — капуста, редька, огурцы. Пить укроп с медом. В четверг без пищи и питья. В пятницу — хлеб, сурово зелие и варево без масла. Слабым разрешается во вторник и четверг вкушать хлеб с водою. Также во все дни престарелым, немощным и малым.

В остальные недели Великого поста в понедельник, среду и пятницу не разрешено варево, а только сухоядие с суровым зелием. Во вторник и четверг — варево без масла. В субботу и воскресенье — варево с маслом.

По Соловецкому уставу на первой неделе в понедельник, среду и пятницу трапезы не бывает. Во вторник и четверг — белый хлеб с вареным медом, морошка, соленая капуста. В субботу — щи с белой капустой, гороховая лапша и соковая каша — все с постным маслом. В воскресенье — щи. В другие недели поста — в понедельник, среду и пятницу — щи с двумя холодными блюдами. Во вторник и четверг — щи и еще два блюда (холодное и горячее). В субботу и воскресенье — щи и каша. В среду 4-ой недели — три горячих без масла. В четверг 5-ой недели — варево с маслом и вино, по причине Мариинского стояния. В Лазареву субботу — варево с маслом, икра и вино. В Вербное — разрешение рыбы.

В пятницу, как гласит народный стих духовный, убил брат брата, Каин Авеля. Кто в эту пятницу станет поститься постом и молитвой, тот от напрасного убийства сохранен будет и помилован от Бога. Суббота на первой неделе поста — даровая, или тужилка по Масленой: пекут блины на постном масле. В воскресенье в разных местах справлялись ярмарки и торги, называемыми сборными.

Также Великий пост охватывает весь период, в течение которого идет борьба зимы с весною и начинается постепенное освобождение природы от зимних оков. Неудивительно, что наряду со службами церковными внимание народа привлекают такие явления природы, которые служат признаками нарождения весны и являются предвестником летней поры. Чем ближе к концу поста, тем этих примет больше, они разнообразнее.

Во вторник наблюдают появление звезд и судят по ним о предстоящей погоде всего лета: яркие звезды, безоблачное небо — лето будет сухое и грозовое. На востоке облака и туман — лето холодное. Снег и буря — лето дождливое. В среду «подслушивают» воду в реках, прудах и родниках. Если вода шумит, как жернов на мельнице — будут летом дожди и грозы. Если в шуме воды слышится как бы человеческий голос — лето выдастся благополучное.

Если на первой неделе Великого поста тепло и капель, то все лето будет ясное, а если холодно — ненастное. Если в один из дней первой недели будет капель, то во время ярового сева весною одну неделю будут заморозки, а если два дня капель, то заморозкам быть две недели.

2-я неделя поста. В старорусских семьях в понедельник перенизывали жемчуг, убирали кокошники, вышивали фаты шелками.

3-я неделя поста. Крестопоклонная. В пятницу молодой зять приглашает тестя, и справляют обжорную пятницу. В этот день варят кисель с конопляным маслом и угощают им званых гостей. На этой же неделе справляют и обжорную субботу. В воскресенье на середину храма выносится изображение Распятия. Смысл этого обычая заключается в том, чтобы напомнить кающимся о спасительном даре искупления Христова.

4-я неделя поста. Средо-крестная, Средопостие, Преполовение. Крепка неделя середою, а пост Средокрестною. «Долго постился, да на Средокрестной сбился». В понедельник опускают пряжу в воду, чтобы придать ей белизну, крепость и прочность. Среда — перелом поста. В этот день пекут пшеничные кресты, чтобы лучше родилась пшеница. Половину их съедают в тот же день, а другую половину сберегают до весны и едят в поле, когда выедут сеять пшеницу. В народе есть поверье, будто бы в среду переламывается пост в переднем углу. Бабушки, забавляя детей, садятся в передний угол за стол и стучат под лавкой. Этот стук, как уверяют они детей, будто происходит от ломанья поста. Считается, что будто с этого дня щука разбивает хвостом лед.

5-я неделя поста. Похвальная. Так ее называют потому, что в церквах читается в это время акафист «Похвала Богородице».

Во вторник молодожены устраивают семейные угощения для жениной родни. В среду — сходни по избам для проводов зимы. Во вторую великую пятницу воплотился сам Иисус Христос Святым Духом в Мать Пресвятую Богородицу. «Кто в эту пятницу постится постом и молитвой, тот от внутренней скорби сохранен будет и помилован от Господа» — гласит народный стих духовный. По завету же старых людей эта благовещенская пятница охраняет справляющего ее «от скудности, от бедности, от наивеликого недостатку», а также «от плотской похоти и дьявольского искушения». На нее не положено ни прясть бабам, ни топором работать мужикам. В субботу — званые поминки.

6-я неделя поста. Вербная. В понедельник теща приносит в дом молодого зятя подарки — желает добра молодой паре. С Вербною неделею связано много примет на погоду и будущий урожай. «Если вербная неделя ведренная, с утренниками — то яровые хороши будут». В Вербную субботу (воскресенье Лазаря) ломают вербы. «Святой Лазарь за вербой лазил», «Верба хлест, бьет до слез», «Верба красна — бьет напрасно». Наломанные ветки прячут и в случае града выбрасывают на двор. Старые люди утверждают: от этого град прекратится. Дождь, ветер и снег в Вербное воскресенье предвещают продолжение такой же погоды и впредь, вплоть до Пасхи. Ветер, дующий в этот день, продержится долго. Дождь повторится во время сенокоса и жатвы. Хорошая ясная погода в

Вербное воскресенье сулит обильный урожай. «Вербница холодная — к урожаю».

7-я неделя поста. Страстная седмица. Первые три дня Церковь вспоминает последнее пребывание Господа в Иерусалиме. По Христианскому житию во всю седмицу — хлеб с водою в малом количестве. В великую пятницу без пищи. В субботу после литургии — немного хлеба с водою и чашу вина.

Ольга КИЙКО,
Дина ТАТАРИНОВА

rss