назад

ЖЕСТКАЯ СОЛОМКА На сессии окружного Собрания депутатов в четверг были рассмотрены 22 вопроса. Казалось бы, все острые замечания по ряду законопроектов и поправок уже отзвучали на комитетах. Но споры парламентариев с представителями администрации все же растянулись с десяти утра до пяти вечера

Их ключевой темой стала приближающаяся перспектива передачи с 2005 года львиной доли окружных средств в областной бюджет. И депутаты, и администрация стремятся смягчить возможные последствия этого. Однако совместной линии в этих действиях судя по ходу сессии они найти смогут еще не скоро.

У администрации НАО свои подходы к сохранению независимости округа. Парламентариям, например, предложили определиться, наконец со статусом НАО. В преамбуле устава округа исчезло предложение о том, что он входит в Архангельскую область. Предложено ликвидировать соответствующий пункт и в 13 статье самого устава. Представитель исполнительной власти в Собрании Сергей Попов пояснил, что ни в одном нормативном акте, включая Конституцию РФ, нет пункта, определяющего принадлежность нашего субъекта к другому. Кстати, другие автономные округа в своих уставах изначально не прописывали, что они куда-то там входят. А раз так, то вполне можно и нам зафиксировать себя как самостоятельный регион страны. Сей факт, по мнению Попова, даст округу преимущество при отстаивании своих интересов на переговорах по разграничению полномочий. Правда, с переговорами как раз наша администрация не торопится, хотя депутаты шлют письма и оформляют запросы на имя Владимира Бутова. Его, как мы уже писали, сейчас замещает Юрий Падалка. Может быть, поэтому ответ на послание в письменном виде не пришел в парламент, и его пришлось вытягивать устно прямо на сессии.

— Все ваши поправки в уставе ничего не решают, — заметил Леонид Саблин, — это пустое сотрясание воздуха и самоуспокоение. Мол, мы маленькие, но гордые. Вы думаете, мы изменили статус?

На самом деле по Конституции его можно изменить только совместным решением субъекта и далее — на уровне Центра. А там другие тенденции. Так что мы здесь пустыми вопросами занимаемся, вместо того чтобы предпринимать реально действенные шаги.

— А еще, — продолжил мысль Дмитрий Ружников, — может случиться и совсем неприятная для нас вещь: мы сейчас избавимся от Архангельской области в уставе, а ее власти, когда перераспределят полномочия и налоги, этим воспользуются. Мол, раз вы самостоятельные, то и живите сами. Но бюджет у нас тогда будет раз в пять меньше. Мы обратились в Конституционный суд, чтобы защитить интересы округа. Почему же в этом нас исполнительная власть не поддержала? Почему сейчас не налаживаются нормальные отношения с областью? Ведь тот договор, который действует с 1994 года и пролонгирован, никаких особых прав нам не дает. Вот над чем думать надо, а не заниматься сейчас отвлекающими маневрами. Ведь летом нам свой бюджет верстать. На основе чего мы будем это делать?

— Поясняю, — уточнил Сергей Попов. — Договор, о котором вы говорите, позволяет нам разграничить лишь полномочия с Архангельской областью. А речь нужно вести о денежных средствах, которые можно распределить лишь совместно с Российской Федерацией. К тому же делаться это будет на основе федерального закона и договора между субъектами. Нет такого — либо одно, либо другое: работать будут два документа. Но федерального Закона до сих пор нет. Он не принят. Понятно?

— А почему тогда в других округах уже полным ходом ведутся такие переговоры? —

недоумевали депутаты.

— Взять тот же ХМАО и Тюменскую область. Можно не дожидаться федерального закона: его суть и так предопределена — взят курс на объединение. А раз так, надо договариваться с соседями. Просто мы сейчас профукаем момент, и что дальше? Надо во все двери стучаться — и в Архангельске, и в Москве.

Но, похоже, каждая из сторон осталась при своем мнении. Так что стучатся у нас пока только депутаты: в Конституционном суде уже есть их обращение. Кроме того, решено направить законодательную инициативу депутата Саблина о внесении поправки в проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений», принятого Госдумой в первом чтении. Необходимость такой поправки обусловлена тем, что в случае принятия законопроекта существенно нарушается принцип равноправия субъектов РФ. В кодексе как раз и прописано, что отчисления от федеральных налогов подлежат зачислению в бюджет автономного округа только в том случае, если это предусмотрено договором между областью и округом. Нет договора — и большая часть доходов, которые могли бы использоваться в НАО, будут зачисляться в бюджет Архангельску. Если же Собранию удастся протащить в Думе поправку в своей редакции с конкретным перечнем налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет региона, то с областью можно будет говорить на равных. Председатель Собрания Виталина Глазунова сообщила, что депутат от НАО Артур Чилингаров предварительно дал свое согласие на представление данной поправки в нижней палате. Одним словом, двери, пусть без гарантий на положительный результат, но открываются.

Везде, кроме администрации округа — она все чаще пытается замкнуть исключительно на себя все серьезные вопросы управления. Так, там хотели бы создавать представительства НАО в других городах и регионах без согласования с Собранием. В Питере и Москве они уже есть, видимо, нужны повсеместно. Но депутаты так и не поняли, почему окружные средства должны тратиться на непонятные образования, да еще без согласования с ними. Речь-то идет не о личных интересах губернатора или его команды — представительства должны работать в интересах всех ветвей власти и жителей региона. Короче, эта поправка в устав не прошла, как и предложение не составлять и не показывать Собранию схему управления округом в дальнейшем.

— Это как же? — изумился Давид Садецкий. — Вы что, хотите всем бесконтрольно управлять, чтобы мы не нашли в случае чего к кому обратиться? Может, это и приятно, но лучше не надо.

— И еще, — добавила Виталина Глазунова, обращаясь к Юрию Падалке, — не могли бы вы своевременно предоставлять данные о кадрах администрации? А то у вас там так быстро иной раз люди меняются... Давайте лучше отлаживать наше взаимодействие хотя бы в этом.

Хотели было в уставе отменить и строчку о том, чтобы руководство администрации докладывало раз в год депутатам о своей работе.

— Ничего в этом страшного нет, — заверял Попов. — Сейчас законы к этому глав субъектов уже не обязывают. Хотите, губернатор будет обращаться к вам с ежегодным посланием.

— А он и без него нас часто и далеко посылает, — иронично заметил Леонид Саблин.

— Так что уж лучше пусть докладывает.

Под занавес сессии депутаты делились впечатлениями от работы.

— Уже на следующей сессии нам надо начинать заниматься вопросами бюджета-2005, — грустно резюмировал Дмитрий Ружников. — Многое будет меняться, и если мы затянем до октября-декабря, боюсь, завязнем. А при таком отношении нашей администрации я вообще не завидую новому губернатору — наследство ему достанется то еще. Если сейчас не отстоим финансовую независимость, народ через три месяца после выборов на дыбы поднимется.

Трудно не согласиться с депутатом: крайними во всей этой истории окажутся прежде всего жители НАО. А спросить будет уже не с кого.

Зинаида УГЛОВА

rss