назад

«В ГОРПО РАБОТАЮ – ПО ГОРОДУ ТОПАЮ»

Наши СМИ, в том числе и «ЕВ», уже не раз обращались к теме злосчастного ангара горпо на Выучейского, 2. Архитектору, например, не нравится, что это сооружение уродует облик города. Покупателям – теснота и скученность. А на днях в прессе со своим взглядом на будущее рынка выступила его фактическая владелица Любовь Попова. После чего в редакции и появилось это письмо…

«Да, действительно, рынок «Ангар» открылся в 1995 году, и люди, проработавшие на нем девять лет, в одночасье оказались на улице. И прилавки, «буквально сляпанные из подручного материала», по сей день не утратили своей крепости и первозданного вида. Вот только возникает резонный вопрос: почему? Почему все осталось в первозданном виде, словно и не было этих долгих девяти лет? За это время уважаемая Любовь Дмитриевна могла бы и ремонт кой-какой произвести, благо деньги поступали в срок. И немалые: в последнее время метр торговой площади стоил 1000 рублей в месяц.

Сколько раз вы, уважаемые читатели, совершали покупки в магазинах Нарьян-марского горпо? Не думаю, что часто – и выбор невелик, и цены задраны, и товар «не фонтан». Будучи практически монополистом на рынке аренды торговых площадей госпожа Попова не стремится торговать сама. Опять же вопрос: почему? Да потому что дело это хлопотное и весьма сомнительное в плане прибыли, конкуренты молодые на пятки наступают. Другое дело – аренда. И цены можно диктовать безбоязненно, и клиентов выбрать посговорчивее. Опять же, незачем сдавать помещение двум десяткам предпринимателей, которые постоянно требуют условия труда улучшить, возмущаются регулярно растущей арендной платой, то на ремонт намекают. Лучше найти трех-четырех «проверенных людей», которые и отремонтируют помещение за свой счет, и платить будут сколько скажут. Выбора-то нет. И, вероятно, не будет.

Поэтому, прочитав «Страсти по рынку», решил изложить последние события так, как они происходили для нас, предпринимателей и продавцов.

24 января 2004 года всех оповестили, что рынок закрывается на санобработку на неделю. Все дружно собрали вещи. Время шло… И тут вдруг пополз нехороший такой слушок, что ангар больше не откроют. Заслали гонца к Поповой, который объяснил, что собирается за товаром к 23 февраля. «Езжай спокойно, дорогой товарищ, рынок скоро откроется». Ну, все и поехали… И приехали –почти 60 человек оказались без работы.

Обман выглядит по меньшей мере странно. Можно было пойти другим путем, более этичным и законным – предупредить заблаговременно, месяца за три. Люди начали бы заранее подыскивать себе другое помещение, обратились бы за помощью в администрацию, и, скорее всего, городские и окружные власти помогли бы уладить все проблемы.

Г-жа Попова заверяет нас, что все это делается единственно ради заботы о покупателях. Это от лукавого. В действительности уничтожается здоровая конкуренция. Ангар, а впоследствии и универмаг, и рынок №1 потребуют от «избранных и приближенных» очень больших материальных затрат, что не замедлит сказаться на цене. А отсутствие конкурентов надолго отобьет у них желание эти самые цены снижать. Кто пострадает первым? Покупатель, причем покупатель с небольшим доходом (обеспеченные люди, как правило, одеваются в других местах). И потом, в магазинах, в отличие от рынка, не торгуются.

Вы, Любовь Дмитриевна, говорите: «По проходам не пройти». Кто сделал такие проходы? Все занято товаром? Так на то он и рынок, чтоб все было занято. Проблем хоть отбавляй? Верно – но за девять-то лет их можно – даже необходимо! – было решить. Если у вас денег нет – арендаторы с радостью улучшили бы условия своего труда. Конечно, в счет арендной платы. Просто вам, Любовь Дмитриевна, это было не нужно. Мы, челноки, народ неприхотливый, да и выбора-то у нас нет. А как появится? Будете, как девять лет назад, зазывать продавцов на свой опустевший рынок?

Говорите, нужны городу новые красивые торговые места. Флаг в руки, стройте. Благо денег на нас вы заработали – не обременяя себя никакими обязательствами. Только не нужно делать из сарая конфетку за чужой счет, манипулируя людьми. Не стоит и проявлять такую непривычную для вас заботу – о покупателях, о нас, о бабушках. Не становитесь социальным работником – получают они мало.»

Сергей ЛЫСУЕВ

rss