назад

СУРОВЫЙ НРАВ АРКТИКИ

Третьего марта в 17.20 ледяные торосы за двадцать минут уничтожили жилые строения дрейфующей полярной станции «Северный полюс 32». Ее сотрудники, двенадцать человек, успели спасти часть оборудования и уберечься сами. Теперь их убежище — научная лаборатория и одна-единственная палатка

Также в распоряжении исследователей остались две аварийные дизельные электростанции мощностью 1,2 КВт и 6 КВт, небольшой запас горючего и продовольствия, которого хватит примерно на пять дней. Никто из личного состава станции не пострадал. Наличие двух дизелей позволяет бесперебойно обеспечивать полярников теплом и энергией, в том числе для подзарядки системы спутниковой связи «Иридиум», с помощью которой осуществляется связь со станцией. Каждые три часа исследователи выходят на связь со штабом по спасению, возглавил который вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров. Он намерен лично участвовать в спасательной экспедиции.

В настоящее время расколовшаяся льдина с сотрудниками станции «Северный полюс 32» дрейфует в 400 милях от архипелага Шпицберген. Непосредственной эвакуацией исследователей займется вертолет Архангельского объединенного авиаотряда «МИ-26», который вылетел пятого марта в 8.30. Ориентировочное время прибытия на архипелаг — 17.00 по московскому времени.

Здесь вертолет будет укомплектован жилым модулем, приборами связи и навигации, спасательным оборудованием и плавсредствами. Члены экипажей авиакомпаний, участвующих в операции по спасению, имеют немалый опыт полетов в высоких широтах и посадке на лед.

К 19.00 на Шпицберген должен прибыть штаб по спасению. В состав участников экспедиции, кроме самого Чилингарова, вошли руководитель Росгидромета Александр Бедрицкий, а также один из заместителей министра по чрезвычайным ситуациям Геннадий Коробкин. На борту «АН-74», самолета «Газпромавиа», прилетят и журналисты.

Операция по спасению назначена на раннее утро 6 марта. Основная задача — прибыть на дрейфующую станцию в светлое время суток. Полярные исследователи ждут вертолет и готовы к эвакуации. При выполнении работ вертолетом «МИ-26» в дежурном режиме на Шпицбергене будет находиться два вертолета «МИ-8» авиакомпании «Спарк». Метеоинформацию спасателям предоставит аэропорт Лонгиир. На сегодня прогноз метеорологических условий на 6 марта дополнительных чрезвычайных происшествий не предполагает.

Первая российская научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный Полюс 32» начала свой дрейф 16 апреля 2003 года. За время работы она прошла более 2300 километров. По имевшимся прогнозам, к концу марта станция должна была оказаться в зоне активного разрушения льдов. Поэтому Минтрансом РФ и Росгидрометом на период с 17 по 26 марта была запланирована экспедиция на атомном ледоколе, чтобы забрать ученых и оборудование, однако разлом льдов начался раньше.

Марина ИЗМАЙЛОВА

rss