назад

ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗА

В минувший вторник прошло заседание комиссии Собрания НАО, занимающейся депутатским расследованием. Речь идет о проверке того, как нефтяники соблюдают земельное и природоохранное законодательство, не наносят ли они ущерб оленьим пастбищам и оленеводам. К сожалению, в который раз подтвердилась старая истина: у семи нянек дитя без глаза

Вскоре решения комиссии предстоит обсудить на сессии и оформить в виде постановления. С прошлого года, когда было начато расследование, ее члены разослали множество запросов, даже сами вылетали на месторождения. Ответили не все. Как заявила руководитель комиссии Александра Ломакина, к сожалению, конструктивного взаимодействия с администрацией (которая, казалось бы, в первую очередь и была заинтересована в проверке) не получилось. А часть ответов народных избранников не удовлетворила. В сообщении прокуратуры перечислялись компании («Варандейнефтегаз», «Новая нефть», «Нефтедорстрой», «Данао инжиниринг» и другие), на которые в прошлые годы накладывались штрафы в несколько тысяч рублей. Но, как заметили сами депутаты, штрафы эти – что слону дробинка. Так как же добиться полного возмещения ущерба, нанесенного хозяйствам и окружающей среде? Ответа так и не последовало.

В принципе, нужно обращаться в суд. Но кому? Земельный комитет считает, что это не входит в его функции. Их дело – зафиксировать нарушение земельного законодательства, потребовать его устранения. А ущерб пусть считают сами хозяйства. Не торопится с исками и прокуратура. Не волнует это и администрацию.

Более того, как выясняется, и земельному комитету, и УПР нередко сложно бывает установить сам факт нарушения, поскольку денег на внеплановые полеты, как правило, нет. «Пока сам нарушитель не предоставит борт, вылететь куда-то невозможно», – жаловались члены комиссии. Сами депутаты могут облетать месторождения нефти сколько угодно, но без специалистов и качественной топографической съемки определить, сколько земель реально выведено из оборота, не получится.

Вполне понятна и аргументация нефтяников. Значительная часть металлолома и прочего мусора, засоряющего тундру, была брошена геологами многие годы назад. Рекультивировать земли, которые гробили десятилетиями, за год или два в принципе невозможно. Но необходим общественный контроль, чтобы в этом направлении шла реальная работа.

Заслушали на комиссии представителей с мест. Руководитель СПК «Ерв» Петр Хабаров пожаловался: раньше были договоры и с «Варандейнефтегазом», и с «ЛУКОЙЛ-Севером» о возмещении ущерба пастбищам. Теперь этих компаний нет, с кем заключать договоры, непонятно. «Нарьянмарнефтегаз» разводит руками. Но есть факты, когда компании ведут работы без разрешений, например, подсыпается песок – в районе БРП «Варандей», а также в районе вертолетной площадки. Руководитель СПК «Дружба народов» Алексей Семушкин заявил, что его оленеводы в районах, где добывают нефть, бывают лишь зимой, когда невозможно определить, какой ущерб нанесен природе. На лето они откочевывают в сторону Амдермы, а к нефтяникам надо лететь на вертолете. И только представитель «Харпа» сказал, что у него к нефтяникам пока претензий нет.

Глобальный вопрос – землеотводы. Когда-то администрация надеялась, что их можно будет использовать в качестве рычага давления на нефтедобытчиков. Не хотите-де делиться прибылями – не получите ничего (хочется надеяться, что логика именно такова, а причина вовсе не в примитивном стремлении содрать взятку – кому-то время от времени отводы выдаются).

Сейчас в администрации свыше 40 заявок на землеотводы лежат без движения. Более того, депутат Александр Выучейский предложил специальным депутатским постановлением обязать губернатора не выдавать отводы тем, кто нарушает законодательство о земле.

Но ведь совершенно очевидно, что эта тактика полностью провалилась. Нефтяники решили: не даете отводы – не надо. И начали строиться самочинно. Опыт показывает, что призвать их к какой-то жесткой ответственности за это не представляется возможным.

Однако некоторые депутаты со странной логикой заявляют: пусть те, кому незаконно отказали в отводах земли, подают в суд. Ну и что? «Полярное сияние», которое даже приводили в качестве примера бережного отношения к окружающей среде, уже выиграло суд первой инстанции. Он потребовал от администрации выдать «Полярке» землеотводы на два месторождения-спутника. Но зачем эту ситуацию усугублять? Не проще ли дать отводы всем, кто имеет на это законное право, и потом уже спрашивать с них по полной программе?

Не знаю, что именно на будущей сессии решат депутаты Собрания по отчету комиссии. Я бы на их месте постарался, во-первых, навести порядок в экологическом фонде. Добиться, чтобы в его программу было записано в качестве приоритета выделение средств на контроль за деятельностью нефтяных компаний. В фонде аккумулируются миллионы, но программа расходования его средств администрацией НАО депутатам до сих пор не представлена. Так пусть контролеры летают в тундру, когда им это требуется. А озеленение Нарьян-Мара немного подождет. Во-вторых, настаивал бы на том, чтобы администрация перестала смотреть на землеотводы как на инструмент политики кнута и пряника. Ведь если выдавать разрешения в нормальном режиме, у нарушителей исчезнет последний оправдательный довод.

Алексей Василивецкий

rss