назад

И У НАС В КВАРТИРЕ ГАЗ

Сразу после трагедии в Архангельске сотрудники нашей службы «04», не дожидаясь каких-либо указаний свыше, отправились в жилой сектор для внеплановой проверки коммуникаций. В Нарьян-Маре газифицированного жилья больше, нежели у соседей: в городе и поселке «голубым топливом» пользуются обитатели свыше восьми тысяч квартир. О газовом хозяйстве ненецкой столицы рассказывает Виктор Попов, инженер по охране труда и техники безопасности «Нарьян-Марокргаза»

— В этом деле, – говорит Виктор Михайлович, – бдительность никогда не помешает. Нужно ее проявлять и самим гражданам. Аварийная служба работает круглосуточно и на заявки, связанные с запахом газа, выезжает незамедлительно в любое время дня и ночи. Норматив для прибытия на место – 40 минут.

При этом оговорюсь, что речь идет именно об аварийных утечках, а не о тех случаях, когда нужно просто починить газовые приборы. Их всегда можно отключить самостоятельно или не пользоваться ими до приезда мастеров. Такие заявки, кроме мелкого ремонта, платные, и о времени приезда договариваемся дополнительно. Сразу говорю: лучше не заниматься самодеятельностью, пытаясь починить газовое оборудование. Помните, неспециалист может натворить много бед. Недаром газ сравнивают с тротилом: по мощности он соответствует ему на 95 процентов. Чтобы разнести помещение вдребезги, «голубому топливу» достаточно заполнить его объем на пять-десять процентов, и любая искра может привести к трагедии. Одним словом, почуяв неладное, звоните «04», не зажигайте свет, не курите, начинайте проветривать помещение.

Многие опасаются, что в случае ложной тревоги мастера начнут ругаться. Но лучше перестраховаться. К тому же, если есть запах, то претензий с нашей стороны быть не может. Поэтому не стесняйтесь. Большинство так и поступает, особенно если с ними по соседству живет, например, пьяница. В год мы отрезаем от газоснабжения 20-30 квартир по фактам неоднократного халатного обращения с газом. Еще одна вечная тема – всевозможные самовольные постройки, которые затрудняют доступ к газовым коммуникациям: особенно в «панельках» не раз приходилось сталкиваться с такими препятствиями. Но мы взаимодействуем с милицией, пожарными и вправе тут же ликвидировать самострой. Кроме того, любая перепланировка в самих квартирах вблизи газового оборудования должна обязательно согласовываться с нами. Повторяю, самодеятельность чревата непоправимыми последствиями.

— Насколько часто встречаются случаи умышленной порчи газовых коммуникаций не только в домах, но и на улицах?

— В 2003 году у нас вообще не было ни одной крупной аварии в городе. Хотя прежде неоднократно приходилось чинить поврежденный техникой газопровод в районе Тиманской экспедиции, был случай в доме на Ленина, 3 и на Пионерской. Впрочем, намерено пробивать трубы, сшибать заглушки, слава Богу, наши люди не приучены. К тому же в подъезде, думаю, вы не сразу поймете, где какая труба проходит. Кроме того, наша служба регулярно проверяет коммуникации.

— А как бы вы в целом оценили их состояние?

— Относительно подземных сразу скажу: они еще послужат. Обычно износ наступает после 40 лет эксплуатации, у нас же на большинстве участков газопроводы появились только тридцать лет назад, а то и позже. Другое дело – газовое оборудование и приборы внутри квартир: есть определенные сроки замены газовых плит, котлов, отработавших свой ресурс. Но иногда они выходят из строя значительно раньше. Понятно, что бесплатно менять оборудование, которое угроблено по небрежности самих квартиросъемщиков, никто не собирается. Хотя прочистить те же конфорки не трудно, да и не опасно. Правда, люди из деревень подобных агрегатов вообще не видели раньше. Очень часто бабушки звонят: «Не горит». Боятся. Ну, не будет же к ним мастер каждый день ездить газ зажигать. В окргазе есть технический кабинет, где проводится инструктаж по безопасности и навыкам обращения с газовыми приборами. Некоторые приходят даже с детьми, нас приглашают и на предприятия, когда, например, работники получают новые квартиры.

— Что думают наши специалисты о возможных причинах взрыва в Архангельске?

— Мы работаем больше с природным газом, а в Архангельске имеют дело со сжиженным. У нас достаточно открыть форточку: природный легче воздуха и при утечке поднимается вверх. Сжиженный, наоборот, концентрируется внизу. Думаю, из-за этого взрыв имел такие разрушительные последствия. Обидно еще и то, что газовая служба в Архангельске находится чуть ли не на соседней улице. В двух домах успели перекрыть утечку, а в третьем – увы…

Зинаида УГЛОВА

rss