назад

ПОД КОНТРОЛЕМ

Охрана окружающей среды на нефтяных промыслах вновь оказалась в центре внимания общественности. Депутаты Собрания намерены обсудить тему на ближайшей сессии, о ней говорят на своем съезде оленеводы. А тем временем органы, обязанные осуществлять в данной сфере государственный контроль, продолжают тихо, но методично делать свое дело. Ведь эмоции здесь не должны преобладать над разумом

Так, на днях управление природных ресурсов по НАО закончило проверку структур «Нарьянмарнефтегаза», осваивающих четыре месторождения — Варандейское, Мядсейское, Тобойское и Торавейское. Это была плановая проверка объектов, расположенных в одном районе на востоке округа. Сразу можно сказать: каких-то особенно драматических последствий воздействия на природную среду, хоть отдаленно сравнимых с прорывом нефтепровода на Харьяге, не обнаружено. Но сказать, что все безоблачно, тоже нельзя.

Предметом проверки стало соблюдение компанией законодательства о недрах, а также об охране природы. Главные замечания касались двух моментов, сочетание которых на первый взгляд кажется парадоксальным. С одной стороны, на всех проверенных месторождениях темпы добычи отстают от определенных лицензионными соглашениями. С другой — везде обнаружены объекты, которые нефтяники ввели в строй, не дожидаясь решения госкомиссии об официальном приеме в эксплуатацию. Прямо, что называется, «с колес». То есть, получается — спешат, но все равно отстают от оговоренных в лицензиях уровней добычи?

На самом деле нет здесь ни повода для удивления, ни предмета для спекуляций. Как заявил «ЕВ» заместитель начальника УПР Сергей Чибисов, отставание вызвано в первую очередь объективными причинами. С тех пор, когда выдавались лицензии, геологическая наука шагнула вперед, появились более совершенные методы изучения месторождений. В любом случае, как говорят сами геологи, с фонариком в глубь недр не влезешь, чтобы посмотреть — сколько там запасов. Сейчас выясняется, что залежи, о которых идет речь, имеют более сложное строение и труднее для разработки, чем это считалось во времена СССР. А ведь именно основываясь на информации, собранной тогда, и писали тексты лицензионных соглашений. Вообще мысль о том, что Ненецкий округ — это такое уникальное место, где достаточно палку в землю воткнуть, и забьет фонтан — это иллюзия, от которой пора отказываться. Выход, по мнению Чибисова, один — корректировать лицензии в соответствии с данными современной науки. Подгонять нефтяников просто бессмысленно.

Впрочем, установили контролеры и ряд нарушений, устранить которые компании вполне по силам. Пока, предположим, они не привели к серьезным последствиям для окружающей среды. Но кто может поручиться за будущее? Во-первых, речь идет о том, что часть объектов возводится с отступлением от первоначального проекта. В ряде случаев отсыпка площадок ведется без разрешения экологической экспертизы. Не везде утверждены нормативы вредных выбросов в атмосферу.

Отдельный больной вопрос — песчаные карьеры. Вокруг них в округе администрацией давно уже ведется настоящая война — бессмысленная и беспощадная. Нефтяники подают заявки на право разработки месторождений песка, готовы платить за это в казну округа установленные законом суммы, но годами не получают ответов. А ведь их поджимают сроки ввода в строй месторождений, прописанные в лицензиях! И приходится им добывать песок и гравий самовольно. В данном случае речь идет о карьерах «Пильняхой» и «Пильня-1». А что еще в такой ситуации делать?

На всех четырех месторождениях не принят на баланс «весь фонд ранее пробуренных скважин». То есть тех, которые начинали бурить аж с семидесятых годов и по сию пору. А если они не на балансе компании, то, формально говоря, за их состояние она не отвечает. Понятно, что в связи с передачей объектов от «Архангельскгеолдобычи» «Нарьянмарнефтегазу» у специалистов НМНГ просто физически было мало времени на переоформление всех бумаг. Но законодательство-то никто не отменял...

— Мы предписали устранить допущенные нарушения, — отмечает Сергей Чибисов. — Наложим на нарушителей штрафы. А если мы не увидим прогресса, то придется переходить к более суровым мерам воздействия.

Алексей ВАСИЛИВЕЦКИЙ

rss