назад

ДАЕШЬ АДРЕНАЛИН!

В минувшее воскресенье в районе морпорта было жарко. Невзирая на 24-градусный мороз с ветром, сюда съехались лучшие гонщики со всего округа, чтобы поучаствовать в ралли "Буран-Печора-2004" на приз Героя Советского союза Артура Чилингарова

На старт народ стал подтягиваться задолго до назначенного часа. К десяти утра шеренга "Буранов" замерла в ожидании отмашки, готовая рвануть в любой момент. Гонщики придирчиво осматривали технику. Последние напутствия, пожелание "ни пуха", традиционное "к черту" и, наконец, выстрел стартового пистолета.

Обычно старт гонкам самолично давал Артур Чилингаров. Но трагические события в Архангельске заставили его изменить первоначальные планы: гонки были перенесены на воскресенье, а сам Артур Николаевич в субботу вылетел из Нарьян-Мара в Архангельск, где в этот день скорбели по погибшим.

В нынешнем году в ралли приняли участие шестьдесят два смельчака. Нашим корреспондентам хватило пятнадцати минут, чтобы сполна вкусить прелести морозного утра. Гонщикам же предстояло провести на свежем (ну, очень свежем) воздухе шесть с лишним часов, преодолеть около ста сорока километров и постараться как можно скорее добраться до финиша. Покуда болельщики отогревались чаем или чем погорячее, они наматывали километр за километром по заснеженной тундре.

Увы, финишировали спортсмены в усеченном составе. Лишь сорока одному гонщику удалось добраться до заветной цели. Два десятка сошли с дистанции из-за поломок. А вот кому совсем не повезло, так это Георгию Санникову из Нарьян-Мара. Перед самым стартом, когда он стал заводиться, сломался редуктор. Санников, конечно, расстроился, но духом не пал - обещал, что мы его еще увидим на чемпионате НАО.

- В этот раз обошлось без серьезных аварий и травм. На первом этапе, как обычно, выявились те, кто не очень ответственно подошел к подготовке "Буранов". И много поломок пришлось на последний отрезок пути, от Куи до Нарьян-Мара - техника не выдерживала, - сообщил нам директор-распорядитель соревнований Сергей Могутов. Вместе с пилотами он проехал все шесть этапов маршрута. Одним из самых коварных участков пути, по его словам, оказался отрезок от Андега до Нельмин Носа. Именно здесь перевернулся его восемнадцатилетний сын Артем. У "Бурана" лопнула рессора, пробило бак. Но Артем умудрился устранить неполадки и продолжить гонку. Приближаясь к поселку Красное, он еще раз кувыркнулся - полетело крепление рессоры. И снова вернулся на трассу.

- Молодой еще. Неопытный, - по-отечески прокомментировал приключения сына Сергей Николаевич.

- Молодец, не растерялся. Мне приятно за парня.

Но и опыт не спасает от аварий. Нарьян-марский гонщик Сергей Ермолин - завсегдатай снежных гонок. Однако ж перевернулся в районе Красного. "Бураном" ему придавило ногу. От перелома спасли толстые валенки, смягчившие удар.

- Многие переворачивались. Поломок было немало, - едва отдышавшись после финиша, рассказывает он. Брови и ресницы гонщика белые от инея. Он пришел двадцать

шестым. Чувствуется, результатом доволен. - У меня рессора сломалась. Быстро починил. Панель управления вон свернул. А чего бы не ехать? Движок-то работает. У меня однажды руль к сиденью приминало. Я его разогнул и поехал дальше.

Призовых мест собеседник "ЕВ" не занимал, но и в хвосте, как уверяет он сам, никогда не плелся. Обычно финишировал во втором десятке.

- Гонщики сильные все, - говорит Сергей о соперниках. - Особенно с деревень. Не догнать. Они на "Буранах" каждый день, наверно, по сто километров наматывают.

Не беремся судить, практика ли, трепетное ли отношение к технике или же что-то еще делает сельских гонщиков непобедимыми, но факт остается фактом, в этом году вновь первое место взял Василий Попов из деревни Макарово. "Серебро" и "бронза" достались его землякам братьям Хайминым Александру и Алексею.

К слову, на нынешнем ралли изобиловали не только родственные дуэты, трио и квартеты. Христолюбовы, например, выступали впятером. Первым номером шел Юрий, вторым - Валерий, третьим - Олег (все - с Лабожского), сорок вторым - Александр (специально приехал на гонки с Набережных Челнов) и под пятьдесят девятым номером - Дмитрий, ныне проживающий в Архангельской области.

На вопрос, что ими движет, неужели все ради призов, Юрий Николаевич ответил выразительным взглядом. Нет, нам, пешеходам, никогда не понять гонщиков.

- Адреналин погонять едем, - наконец, выдал он.

Чего-чего, а этого на гонках - в избытке. Надо было видеть, как буранщики с заснеженными ресницами, поцарапанными руками, свернутыми рулями финишировали в морпорту. С каким драйвом они делились друг с другом впечатлениями, рассказывали о поломках, демонстрировали вмятины на еще не остывших машинах. Даже у нас, зрителей, захватило дух.

И в заключение - пару слов о людях, чье участие не всегда заметно, а заслуги блекнут в тени славы гонщиков - организаторах ралли. Основная миссия по подготовке и их проведению легла на плечи специалистов окружного комитета по физической культуре и спорту. Их рабочий день завершился поздним вечером, когда были подведены окончательные итоги соревнований.

Как мы уже писали, церемония награждения состоится после того, как станут известными имена победителей чемпионата НАО, который пройдет в Нарьян-Маре

третьего апреля. Генеральные спонсоры призового фонда ралли "Буран-Печора-2004" - "ЛУКОЙЛ" и "Нарьянмарнефтегаз", сообщил "ЕВ" Алексей Богатырев, помощник вице-спикера Госдумы РФ Артура Чилингарова. А вот какие именно призы в этот раз вручит Герой Советского Союза победителям гонок, по-прежнему держится в тайне. Остается запастись терпением и дождаться четвертого апреля.

Ирина ВОЛКОВА

rss