назад

В ПОЛЬЗУ БЕДНЫХ

По уровню поступления налогов на душу населения наш округ в последние годы находится в тройке лидеров среди всех субъектов РФ. Впереди лишь ХМАО и ЯНАО, а на четвертом месте Москва. При этом качество жизни в нашем крае, особенно на селе, сегодня ниже среднего. Мыслями о причинах этого несоответствия с корреспондентом «ЕВ» поделился руководитель налоговой инспекции по НАО Анатолий Мяндин

Чем ближе 2005 год, с наступлением которого часть полномочий округа перейдет области вместе с финансированием, тем актуальнее разговор о целевом использовании наших бюджетных денег. К тому же до верстки главного финансового документа НАО на следующий год остались считанные месяцы. Анатолий Мяндин предлагает изменить саму схему распределения средств, которые сегодня поступают в окружную казну от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Законодательно эти изменения, по его мнению, вполне могут оформить депутаты окружного Собрания, даже при сопротивлении губернатора.

— Во-первых, глава администрации НАО вообще отрекся от бюджета на этот год, не пожелав его подписать. Депутатам пришлось преодолевать вето, — говорит Анатолий Васильевич. — Во-вторых, многие полномочия по обеспечению нормальных жизненных условий для людей все равно лежат на плечах муниципалитетов: ремонт и строительство школ, детсадов, других учреждений, дороги и коммуналка во многом находятся в зоне их ответственности. Однако о каком нормальном содержании всего этого хозяйства мы можем сейчас говорить, когда большинство муниципальных образований, особенно сельских, имеют мизерную доходную базу? Их собственные налоговые поступления в лучшем случае закрывают пять-десять процентов потребностей. А за остальными деньгами главы МО обычно идут с протянутой рукой в окружную администрацию.

Система выделения этих дотаций у нас порой функционирует по принципу «нравится — не нравится» руководству округа тот или иной просящий. Я считаю, это ненормально. К тому же во многие села, например, на летние нужды — ремонт и строительство, деньги из окружного бюджета могут прийти с большим опозданием — зимой, когда их просто невозможно с толком освоить. Всего этого можно миновать, если половину доходов, остающихся в регионе от НДПИ, оставлять в окружном бюджете, а вторую — напрямую перечислять муниципалам для реализации полномочий на местах. В зависимости от числа жителей, каждый муниципалитет будет получать эти деньги ритмично и своевременно, потому что НДПИ платится ежемесячно, а недропользователи отчисляют его без промедления, недоимок по нему у нас практически не бывает. Думаю, такая схема распределения будет более прозрачной и эффективной. А значит, и пользу от такого подхода каждый житель округа ощутит гораздо быстрее, чем от нынешней системы, даже при условии, что размер бюджета НАО в следующем году может сократиться из-за перераспределения полномочий. Учитывая эту неприятную для округа перспективу, тем более надо думать о том, чтобы было как можно меньше лазеек для неразумного использования имеющихся денег.

Трудно не согласиться с Анатолием Васильевичем. Ведь примеров расходования бюджетных средств на сомнительные мероприятия уже и без того было предостаточно. Вспомнить хотя бы прошлогоднюю экологическую программу...

В этом году округу от НДПИ достается 13,4 процента отчислений. В прошлом году было двадцать, а в будущем окажется пять. Спрашиваю Анатолия Васильевича, будет ли вообще, что распределять?

— Судите сами, — говорит он. — В 2002 году округ получил от НДПИ 569 миллионов рублей, при том, что годовая добыча нефти в НАО тогда составляла 5,1 миллиона тонн. В 2003-ем нефтедобыча возросла, и налоговые отчисления в окружную казну увеличились до 981 миллиона. В этом году объем извлеченного на территории НАО «черного золота» по прогнозам превысит десять миллионов тонн. Несмотря на то, что доля округа в поступлениях от НДПИ уменьшилась с 20 до 13,4 процента, планируемый рост добычи нефти и небольшое увеличение ставки самого налога почти полностью компенсируют по итогам года наши потери. А если бы окружная администрация не мешала нефтяникам работать, то округ имел бы сейчас и в перспективе значительно больше поступлений от этого налога. Многие проблемы у нас от того, что при нынешнем главе администрации исполнительная власть на одних направлениях бездействует, а в других — мешает. Тот же запоздалый переговорный процесс с Архангельской областью — яркий пример. Думаю, сейчас нам очень трудно отвоевать многие позиции, а раньше это было возможно. По сохранению прежней доли округа от НДПИ хотя бы еще на несколько лет тоже можно и нужно было договариваться с центром именно главе администрации региона. Он обладает правом законодательной инициативы. В отличие от ЯНАО и ХМАО, где нефть начали добывать раньше и успели за счет этого достигнуть многого в социально-экономической сфере, у нас все только начинается.

Кстати, недоумевает Анатолий Васильевич и по поводу слабо организованного сотрудничества не только с Архангельской областью, но и с другими соседями.

— У нас почти нет взаимодействия с Коми, хотя совместная реализация ряда проектов была бы выгодной и для округа, и для них. Наш морской порт, например, мог бы пригодиться РК, и дорога между двумя регионами, возможно, стала бы строиться быстрее. Но это все разговор об упущенных возможностях. Боюсь, с нашей администрацией в ее нынешнем составе все разговоры, что называется, «в пользу бедных».

Зинаида УГЛОВА

rss