назад

ВЕЛИКАЯ СИЛА ТЕАТРА

В ненецком округе несколько десятков домов культуры, и у каждого — свой «конек». Тельвиска, например, славится хором русской песни. «Конек» Хонгурея — театр. Четвертый год подряд здесь проводятся театральные встречи, на которые съезжаются самодеятельные коллективы из разных точек округа

В этом сезоне показывали класс актеры из Каменки, Макарово, Тельвиски, театра «Илебц» из Нарьян-Мара, ну и, конечно же, местные самородки.

Боюсь, показаться не оригинальной, но с талантами в НАО — полный порядок. Всякий раз после поездок в деревни, возвращаешься в смятенных чувствах. Вроде и воды чистой нет, и с электричеством — беда, и пекарни — вот-вот рухнут, и не прилететь и не выехать, про связь вообще молчим. Казалось бы, все — амба, приехали, а они поют, танцуют и спектакли ставят. Да не абы что, а классику: Эрмана, Островского, Чехова, как, например, в Хонгурее. Может, тем и живы наши деревни. Но не будем отвлекаться. Речь сегодня не о деревенском быте, а — о великой силе театра.

Коль скоро театральные встречи проходили в рамках окружного фестиваля «Салют победы», тему подобрали подстать — «Память хранят молодые». Худрук хонгурейского ДК Наталья Шевелева говорит, что не чуть не сомневалась в том, что коллективы справятся с заданием. Однако ж им пришлось изрядно постараться. Ведь тема не шуточная и требует полной самоотдачи.

Тельвисочному коллективу, поставившему пьесу «Матери ждали сыновей», удалось до-вести жюри до слез — настолько они сопереживали героям. Особенно проникновенной была Степанида в исполнении Веры Кудряшовой, худрука дома культуры. Никто и не сомневался, что победу в номинации «За лучшую женскую роль» в итоге присудят ей, а первое место — Тельвиске. Алексей Белоусов, сыгравший спекулянта и получивший приз за «лучшую мужскую роль» — тоже оттуда.

На самом деле, членам жюри пришлось, ох и тяжко. Артисты вложили в свои выступления столько души — хоть всех награждай. И лишь условия конкурса не позволили им этого сделать — а иначе, какой смысл его проводить.

Приз зрительских симпатий достался Екатерине Хозяиновой из Хонгурея. Хозяева показали отрывок из спектакля «А зори здесь тихие». В виду отсутствия актеров-мужчин, выбрали эпизод, где задействованы исключительно женщины.

— Ну, нету в нашем театральном коллективе мужиков. Был один, и тот уехал в другую деревню, — пожаловалась Наталья Васильевна. — Когда ставим сатиру, мужские роли играют женщины. В серьезных постановках — прибегаем к другим приемам. В 2002 году на 9 мая ставили спектакль «Чужие дети». Там был муж-ской образ, но мы ухитрились его не показать. То он у нас курит, то вышел.

Хонгурейскому самодеятельному театру — больше десяти лет. Его репертуару могли бы позавидовать мэтры. Чего стоит один только «Мещанин во дворянстве» Мольера.

— На спектаклях народу — полный зал, — не нарадуется Шевелева. — Упор мы делаем на театрально-музыкальные постановки, где есть и песни, и танцы. Сами пишем сценарии под себя.

Наталья Васильевна долго отказывалась называть имена доморощенных звезд сцены: «Не хочу никого обижать. Они все, как одна, умницы». Право, так.

На Татьяну Гагарину — одну из активисток самодеятель-ности — мы обратили внимание еще на прошлогодних театральных встречах, когда она завоевала титул лучшей актрисы за роль курильщика. Не обманула она наших надежд и сейчас, представ в новом для нас амплуа — серьезной артис-тки. Хороши были, Екатерина и Татьяна Хозяиновы, Ольга Ардеева. Последняя, перевоплотившись в Бабу-Ягу, «дала прикурить» публике во время банкета, изрядно «помучив» ее всевозможными заданиями, прежде чем согласилась вы-пустить из заперти директора и худрука хонгурейского дома культуры Тамару Каневу и Наталью Шевелеву.

К слову, театральные посиделки — неотъемлемая составляющая встреч. После награждения всех гостей и участников, хочешь не хочешь, усаживают за стол. Если честно, никто сильно и не сопротивляется — один вид шанежек и пирогов нагоняют аппетит.

Правда, в этот раз застолье продолжалось недолго. Из-за погоды (а морозец в субботу был — дай Бог) приезжие артисты скоро засобирались домой. Нет, не перевелись еще в округе люди, готовые ради искусства на все.

— Если у вас после этого праздника образуется постоянный театральный коллектив, — обращаясь к дебютантам из Макарово, провозгласила на посошок Тамара Гавриловна, — то мы своей цели добились.

Хотелось бы верить, что хорошие примеры тоже бывают заразительными.

Ирина ВОЛКОВА

Ежегодно двадцать седьмого марта во всем мире отмечают праздник — День театра. Пользуясь случаем, мы решили полюбопытствовать у членов жюри, каким было их первое знакомство с театральными подмостками,

что особенно запомнилось, и каковы их предпочтения сегодня

Алексей Баринов, главный федеральный инспектор в НАО:

— Первый раз я попал в театр, когда учился во втором классе. Это был республиканский узбекский театр имени Алишера Навои. И смотрели мы знаменитый балет московского Большого театра «Лебединое озеро» — Большой приезжал в Ташкент с гастролями. Спрашиваете, конечно, понравилось. И спектакль, и шикарное здание, и сама атмосфера произвели тогда на меня сильное впечатление. И с тех пор остановиться не могу (смеется). А если серьезно, свободного времени у меня практически не бывает. Но когда есть возможность, всегда с удовольствием посещаю театры. Последний раз, где-то полгода назад, с женой был в Маринке на «Спящей красавице». Великолепное зрелище. Кстати, будете в Архангельске, советую сходить в органный зал. Мне лично очень нравится.

Людмила Вокуева, глава Пустозерского сельсовета:

— Первое посещение театра, если честно, не помню. Но я очень хорошо запомнила, как впервые побывала в БДТ. В восьмидесятых годах я на две недели ездила в Ленинград по путевке. В один из дней мы пошли в театр. В спектакле играл Грамадский. До этого я его видела в кино. Было очень интересно наблюдать за его игрой на сцене.

Мне театр вообще нравится. Я всегда восхищаюсь людьми, талантливыми от Бога. Убеждена, если человеку что-то дано, значит, он должен донести это до другого. У мужа — прекрасный голос. Раньше пел в группе «Ребус», был участником хора. А сейчас никуда не ходит. Я это воспринимаю очень болезненно.

Что касается нынешних театральных встреч, то, конечно, всех потрясла Вера Кудряшова. Каменка — молодцы. У них нет специалиста, который бы организовал театр на постоянной основе. Может, и не все у них получилось идеально, но девчонки старались, готовились, и, в общем, выступили неплохо. Бывает, захватывают веселые моменты, а тут тема грустная. Так что молодцы — все. Очень искренне сыграли.

Игорь Кошин, секретарь Ненецкого регионального отделения партии «Единая Россия», депутат окружного Собрания:

— Мне вспоминается один эпизод. Я учился тогда в Сыктывкарском университете. В столице Коми уже много лет проходит театральный фестиваль «Сыктывкарса тулыс» — «Сыктывкарская весна». И мы с однокурсниками решили сходить в театр. Это был национальный коми балет «Яг морт» («Лесной человек»). Всем нам очень понравилось: яркое, зрелищное представление, необычные костюмы и декорации... А лично меня поразило, насколько это тяжелый труд! Причем это относится не только к балету. Трудно представить, сколько сил, времени, таланта надо вложить артистам, чтобы зрителям казалось, что все идет «на одном дыхании».

И еще я ценю театр за то, что он дает новые темы для общения, обсуждения увиденного, делает нашу жизнь полнее и интереснее. Я не отношу себя к заядлым театралам. Но мне, как и многим жителям Нарьян-Мара, хотелось бы, чтобы к нам приезжали не только «звезды эстрады», но и актеры ведущих театров. И чтобы в Нарьян-Маре обязательно существовал свой театральный коллектив.

Вячеслав Корепанов, депутат окружного Собрания:

— Это был народный театр Нарьян-Мара (вспоминает первый визит Вячеслав Кузьмич). Руководил им Аркадий Моисеевич Немчин. Тогда театру как раз присвоили звание народного. По-моему, постановка была, как и сегодня, на военную тематику. Там тоже играли самодеятельные артисты.

Для нас народный театр был окном в культуру, театральное искусство. Другие ведь сюда не ездили. Для жителей Нарьян-Мара постановки народного театра были настоящим праздником. Я ходил практически на все спектакли. Своих актеров мы знали на перечет. Обсуждали, кто как сыграл. Это были наши люди, и это было очень приятно.

rss