назад

НЕ РАЗОРИТЬ И НЕ ЭВАКУИРОВАТЬ

Скупой платит дважды только в самых легких случаях. Иногда за жадность приходится платить в десятки раз больше. В нынешнем году Нарьян-Мар и поселок Искателей могут встать перед необходимостью выплачивать из своего бюджета сотни миллионов, если сейчас пожалеют десятки

До последнего времени вопрос о том, сколько платить за загрязнение окружающей среды, оставался открытым. Естественно, что нарушителям хотелось платить поменьше, и проблема дошла аж до Конституционного суда РФ. Однако же недавно с размерами санкций наступила полная ясность. Норматив платы составил 248 рублей за тонну отходов. Но действуют еще и повышающие коэффициенты (в наших условиях их размер определяется, в частности, тем, что живем мы на крайнем севере). С их учетом эта цифра увеличивается до 765 рублей за тонну отходов четвертого класса опасности.

А теперь произведем несложный подсчет. По данным Нарьян-Маргоркомсервиса, город в прошлом году вылил из канализации, как выражаются специалисты, «на рельеф местности» 410 тысяч тонн хозяйственно-фекальных отходов. В Искателях эта цифра составила 390 тысяч тонн. Людей в поселке поменьше, но в городе хотя бы действуют очистные сооружения, а в Искателях их нет. Перемножим и получим размеры выплат, вполне сопоставимые с годовым бюджетом всего Ненецкого округа.

Сами по себе эти объемы впечатляют. Но есть и другая сторона вопроса. Почвы у нас, как известно, песчаные. Под ними есть глиняный водоупорный слой, но кто знает, сколько в нем «окон»? Питьевые горизонты расположены на глубине 25-30 метров. Какая часть этих «хозфекальных» сливов проникает в источники питьевой воды? Кстати, в канализацию попадает и вода, используемая для стирки – растворы стиральных порошков, что очень опасно. Город уже подошел к черте, за которой последует вынужденная остановка нового строительства. Иначе он захлебнется в собственных стоках. В общем-то, уже сегодня в любую минуту можно ожидать, что СЭС запретит после очередных анализов использовать нашу воду из водозабора для питья. Что тогда, эвакуировать город?

Не намного лучше ситуация и с твердыми отходами (их город в прошлом году произвел 70 тысяч кубометров). Если их не утилизировать, то необходимы оборудованные по всем правилам полигоны, чтобы вредные вещества из гор мусора не губили природу вокруг. Но их нет! Проект такого полигона ни шатко ни валко разрабатывается на деньги экологического фонда уже несколько лет, но конца этому пока не видно.

То есть если посчитать выплаты как положено, со всеми коэффициентами, то уже через несколько месяцев и городу, и поселку грозит полное банкротство (новая система заработала с лета прошлого года). Каков же выход?

Главный специалист управления природных ресурсов по НАО Вячеслав Евдокимов полагает, что город не обречен. Но при условии, что его власти немедленно проснутся от многолетней спячки.

— Закрывать глаза на существующее положение и не брать платежи вовсе мы в управлении не имеем никакого права. Но закон дает нам возможность их существенно снизить, если город и поселок продемонстрируют свое стремление уменьшить ущерб, наносимый природе, сделают шаги в правильном направлении. Стоимость достройки очистных сооружений в городе, по разным оценкам, составляет 40-70 миллионов рублей. А если сточные воды прошли очистку, то платить придется не сотни миллионов, а в тысячи раз меньше. Не лучше ли начать финансирование этих работ, чем ожидать, что государство взыщет гигантские деньги за стоки? То же самое относится и к полигону для твердых отходов, – полагает он. – Да и для здоровья горожан это будет полезно.

Последние заседания с участием городских и окружных депутатов демонстрируют, к сожалению, тот прискорбный факт, что они очень медленно осознают масштабы нависшей над городом проблемы. А времени на раскачку уже не осталось: слишком много лет было потеряно впустую.

Алексей Василивецкий

rss