назад

ПРОРУБАЕМ ОКНО

В течение нескольких столетий для нашей страны жизненно важным было поручить доступ к транспортным коридорам, иметь окно в Европу, как говорится. В последние годы появилась возможность выбираться на Запад и в двери. Только вот чудеса – двери эти оказываются с каждым годом все более узкими. И можно только порадоваться, когда появляется новое окошко

Экспорт российской нефти – основа бюджета страны. Но чем больше объемы добычи, тем сложнее становится их вывезти. Турция уже очень резко ограничила проход наших танкеров через Босфор. Недолго осталось ждать момента, когда аналогичные действия на Балтике предпримет Дания. Поэтому истинно революционным достижением можно считать новую транспортную схему, которую сейчас обкатывает «Роснефть» на Северо-Западе России. Подробнее о ней рассказывает генеральный директор ООО «Компания «Полярное Сияние» (совместного предприятия, принадлежащего «Роснефти» и американцам) Александр Шмаков.

— Александр Владимирович, каким будет этот новый путь?

— Он уже заработал. «Роснефть» начинает экспорт продукции своих «дочек» («Полярного Сияния» и «Северной нефти») из Ненецкого округа через Мурманск. На днях на рейдовом перевалочном комплексе «Белокаменка» началась отгрузка первой партии экспортной нефти. «Белокаменка» – центральное звено новой технологической схемы. Суть ее такова. Добытая нами и коллегами из «Северной нефти» продукция на начальном этапе попадает, как и раньше, в трубопроводы «Транснефти» до Ветлосяна, но потом железнодорожным транспортом доставляется в Архангельск. Там на терминале в Талагах ее перегружают, и нефть небольшими танкерами-пятнадцатитысячникаками транспортируется в Мурманск. В Кольском заливе, на рейдовом перевалочном терминале «Белокаменка» идет накопление. «Белокаменка» имеет грузоподъемность 360 тысяч тонн, длину – 350 метров, ширину – 50 метров, высоту палубы – почти 40 метров. Затем «черное золото» переваливают на крупные танкеры – грузоподъемностью до 200 тысяч тонн.

Они повезут нефть куда угодно – хоть в Западную Европу, хоть в Америку.

Несколько позже, летом, в этой схеме будет задействован еще и строящийся в Котласском районе терминал «Приводино», где нефть станут разливать по железнодорожным цистернам.

— А эта система безопасна? Может ли что-то случиться с «Белокаменкой»?

— Я уверен, что безопасна. «Белокаменку» прочно держат семь якорей, она способна без проблем выдерживать шторм в семь баллов. Но начнем с того, что этот танкер в открытое море и не выходит. В закрытом Кольском заливе мощных штормов просто быть не может! Судно было построено японцами в 1980 году – для морского корабля это не срок. «Роснефть» взяла его в аренду на 20 лет. Но на всякий случай вокруг него, чтобы избежать загрязнений, создана тройная система боновых заграждений.

— Перевозка цистернами всегда выходит дороже, чем по магистральному трубопроводу. Пока мировые цены  очень высокие, проблем нет. А если они упадут, будет ли проект рентабелен?

— Я думаю, что его экономика хорошо просчитана. Да, конечно, традиционный способ перевозки дешевле, но к трубе «Транснефти» по закону обязаны обеспечивать равный доступ всем компаниям. На практике это приводит к тому, что каждая из них имеет возможность вывезти за рубеж лишь треть добываемой нефти. Нефтяникам все активнее приходится «толкаться локтями» в борьбе за экспорт нефти. А внутренние цены очень резко отличаются от мировых. Внутри России сейчас за тонну «черного золота» дают около 120 долларов, а за рубежом ее можно продать за двести! Новая схема позволяет экспортировать всю произведенную в НАО нефть. Что, естественно, очень прибыльно. Это настоящий прорыв. Даже если цены на нефть в мире снизятся, выгода от этого решения будет ощущаться компанией.

— А каковы перспективы развития проекта?

— Они впечатляют. Сейчас через «Белокаменку» будет переваливаться порядка 2 миллионов тонн в год, но после того, как завершатся работы в Архангельской области, эта цифра будет удвоена. Помимо собственной продукции, «Роснефть» может оказывать услуги и другим компаниям, например, «ЛУКОЙЛу» (некоторые договоренности с ними уже есть). Наконец, с 2005 года пойдет нефть с шельфового месторождения «Приразломное» в Баренцевом море. Тогда пропускная способность системы будет доведена до 11 миллионов тонн в год! Это окажет влияние на ситуацию во всей отрасли. Не случайно на открытие терминала в Мурманске приезжали высокопоставленные руководители – руководитель Агентства по морскому и речному транспорту Вячеслав Рукша, вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров и другие.

— Александр Владимирович, наша беседа проходит в канун Дня геолога. Что бы вы могли сказать по этому поводу?

— Разумеется, я хотел бы поздравить всех, чья профессия – изучение российских недр. С полным правом можно утверждать, что богатство Ненецкого округа, о котором в последние годы много говорят, создано в первую очередь их руками. У нашей компании к геологам отношение особое – ведь у истоков создания «Полярки» стояли именно они, «Архангельскгеология». Честь и хвала ее директору Россихину, ныне уже покойному, что он более десяти лет назад обосновал в Мингео СССР необходимость образования компании. Разведчики недр – это люди, в руках которых будущее Ненецкого округа.

 Алексей Василивецкий

rss