назад

БЫСТРЕЕ ВЕТРА

На оленях воскресным утром в районе первой школы промчались с ветерком гонщики из тундры. Восьмые по счету гонки на оленьих упряжках поставили абсолютный рекорд по числу участников. В этом году их было семьдесят пять: пятьдесят четыре мужские упряжки и двадцать одна женская

Посмотреть на это захватывающее зрелище собрались огромные толпы народа. Тот же азарт, что и в гонках на «Буранах», только транспортное средство поинтересней будет. В перерывах между заездами горожане так и норовили оседлать четвероногих обитателей тундры. Оно и понятно: когда еще представится случай взять быка за рога. Жены усердно щелкали кадр за кадром, пока мужья горделиво позировали перед объективом. Юное поколение, не решаясь зайти спереди, благоговейно поглаживало оленьи зады. А кто посмелей, плюхались всем семейством в сани. «Сынок, всего один снимок – на память», – уговаривала мамочка чадо, наотрез отказавшееся приближаться к оленю ближе, чем на три метра.

Каемся, но и мы не отказали себе в удовольствии потрепать олешек. И даже прокатились с одним из гонщиков по трассе. Хорошо, конечно, только трясет чересчур сильно.

— Тепло. Снег рыхлый. Олень проваливается, – был лаконичен Сергей Соболев, бригадир третьей бригады СПК «Харп». Заядлый гонщик, он пропустил прошлые соревнования, так как работал, и немало удивился, увидев в этом году столько молодежи. Доброй половине соперников не исполнилось еще и тридцати.

Для пятнадцатилетнего Федора Выучейского это – первые гонки.

— Раньше гонялся с пастухами. Так, для удовольствия, – признается он. – Передового в этом году обучил. Совсем молодой. Отец хотел сам приехать, но потом меня отправил.

Несмотря на сломанный хорей и падение на старте – не успел опомниться, как олени уже понесли – Федор держался молодцом.

— Зачем расстраиваться? На будущий год опять приеду, – совсем по-взрослому рассудил он.

Оленей своих пятнадцатилетний пастух нарядил в цветной резной ошейник, сделанный в виде сердечек. И колокольчик повесил, чтоб ехалось веселей. Он и еще шесть оленеводов приехали на гонки из Нельмин Носа.

Кстати, хозяев самых красивых упряжек ждали призы. Победителями в этой номинации стали однофамильцы Людмила и Илья Ледковы из «Ерва». Илье Гавриловичу упряжь для оленей сшила жена, специально к соревнованиям.

— Неделю где-то делала, – говорит Екатерина Алексеевна. – Лямки из сукна расшила узором в виде чума и оленей, намордник украсила висюльками…

Екатерина Алексеевна – сама гонщица. В прошлом году заняла первое место среди женщин. Сейчас у нее куда более важная миссия: в апреле она ждет ребенка. Но за мужа поболеть все же приехала. Причем добиралась из Красного на оленях.

Сейчас победительницей в женском заезде стала Лидия Ледкова из «Ерва». Удивительно, но это ее дебют. По словам Лидии Павловны, на победу она и близко не рассчитывала. Когда сын отказался ехать на гонки, решила выступить сама. Упряжка есть, вдруг что-нибудь да выиграю, будет семье доход, прикинула она. «Чем-нибудь» оказался суперсовременный телевизор. Не зря, выходит, сжимала рукой крепко сани, боясь упасть или того хуже – вылететь на повороте.

Второе и третье места взяли дамы из этого же хозяйства и тоже по фамилии Ледковы – Любовь Константиновна и Людмила Романовна.

По традиции мужчины и женщины соревнуются порознь. Но еще не факт, что победа непременно досталась бы сильной половине, объедини их вместе. Иная чумработница гонит так, что у мужиков волосы дыбом встают. И еще одно заблуждение – что гонки на «Буранах» опасней оленьих. Это с какой стороны посмотреть. По крайней мере, нам, журналистам, поджидавшим на финише гонщиков: и тех, и других, бегать приходилось именно от оленьих упряжек.

Так как участников в этот раз приехало очень много, у мужчин прошло пять предварительных и шестой, финальный заезд. Лучше других выступил оленевод колхоза «Харп» Илья Рочев. За что и был одарен «Бураном». Следующие в списке призеров – Алексей Рочев («Харп») и Петр Талеев («Илебц»).

В обиде не остался никто – все без исключения оленеводы получили денежные призы, в зависимости от занятого места. Единственное, что нас немного смутило, так это – неравноценные подарки за победу у мужчин и женщин. Усмотрев в этом дискриминацию по половому признаку, наша корреспондентка обратилась за комментариями к главному судье соревнований Сергею Киселеву.

— Отчасти это так. Но по законам тундры доминирующим началом всегда был мужчина. Именно на его плечи ложится основная рабочая нагрузка, – пояснил он и добавил, что на будущий год возможны изменения.

В частности, Сергей Дмитриевич ратует за то, чтобы гонки на оленьих упряжках проводились автономно, а не шли приложением к «Буранам». По его мнению, это повысит и соревновательный дух, и статус самих гонок. Да и поле для маневров будет больше: отдельно можно проводить заезды руководителей, юниоров, ветеранов. А желающие найдутся. В первых гонках, например, участвовал всего четыре упряжки, сегодня их уже семьдесят пять. А все потому, что у людей есть стимул, уверяет Киселев. Что не говори, а перспектива получить заслуженный приз манит не меньше запаха тундры.

Вячеслав Вылка, как и большинство, на соревнования приехал прямиком из чума. И хотя не попал в призеры, ни о чем не жалеет. Сегодня его упряжка оказалась слабей, а завтра, глядишь, выйдет в лидеры, как уже, кстати, бывало – на первых гонках он пришел вторым. Рассказывая о неудаче, постигшей одного из гонщиков, сломавшего на кочке сани, Вячеслав Алексеевич мудро заметил:

— Все живы-здоровы. И это главное. А сани что? Дерево.

Ирина ВОЛКОВА

rss