назад

К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

История освоения Новой Земли знала многих смельчаков, отважных мореплавателей и исследователей этого сурового края. Но чтобы обогнуть архипелаг на парусных судах в одну навигацию – такого еще не было

Нынешним летом нарьян-марский яхтклуб «Романтик» намерен показать высший морской пилотаж: на двух яхтах добраться до берегов Новой Земли и обойти вокруг архипелага. Эта уникальная арктическая экспедиция проводится под патронажем МЧС России и приурочена к семидесятипятилетию НАО.

Вообще-то покорять Новую Землю «Романтику» не впервой. Наши яхтсмены с успехом проделали это трижды: в 1997, 1999 и 2001 годах. Тогда они обнаружили и восстановили памятник Вильяму Баренцу и открыли новый остров длиной одиннадцать километров и шириной четыре, названный в честь героя-спасателя Андрея Рожкова, который погиб на Северном полюсе, испытывая оборудования. Острову от силы десять лет. Возник он в результате таяния ледника Архангельской губы. Пролив, отделивший его от архипелага, образовался ориентировочно в начале девяностых.

Но все эти три раза парусники «Тим» и «Волга» приставали с западной стороны архипелага. А сейчас им предстоит зайти к нему со стороны Карского моря, что и сложней, и опасней.

— Там круглый год льды. И нужно выждать определенное время, когда подуют юго-западные ветры, чтобы они их отжали, и успеть проскочить через образовавшийся коридор, – живописует ледовую обстановку в Карском море председатель яхтклуба и руководитель экспедиции Валерий Шишлов.

Но тысячу километров, а именно такова протяженность Новой земли, в один присест не проскочить. Значит, экспедиции придется отсиживаться в бухтах в ожидании следующего коридора. Обернуться рассчитывают за сорок пять дней. Стартовав пятнадцатого июля из Нарьян-Мара, второго – третьего августа достичь острова Баренца, край — к десятому, ненадолго бросить якорь в бухте Ледяная гавань, уже двадцатого обогнуть мыс Меньшикова и двадцать седьмого, максимум – тридцатого, вернуться в Нарьян-Марский порт.

Однако сам по себе проход под парусом среди торосов и дрейфующих льдов – не самоцель. В сложных ледовых условиях предстоит провести научно-прикладные исследования.

— По всему маршруту будут вестись наблюдения за радиационной обстановкой. Для этого мы используем суперсовременные радиометры. Средства на проведение мониторинга выделило МЧС. Также на всем пути следования будет измеряться температура воды, воздуха, фиксироваться облачность, направление ветра в привязке ко времени, – увлеченно рассказывает Валерий Федорович.

– Эта информация необходима научно-исследовательскому институту, тому, что занимается наблюдением за планетой из космоса. Сравнив космическую съемку с нашими данными, ученые определят погрешность и откорректируют аппаратуру на спутнике. Кроме того, мы впервые планируем опробовать передачу и прием информации через электронную почту, используя спутниковые телефоны «Global star». Карты ледовой обстановки, метеокарты и прогнозы погоды можно слать прямо на компьютер. Это дешевле и удобней, чем дальнобойные КВ радиостанции.

Они, во-первых, тяжелые, во-вторых, берут много энергии, и антенное хозяйство под них на яхте практически не установить – только на земле.

Помимо дозиметрических и экологических наблюдений, изучения природных условий, как будто этого им мало, участники экспедиции параллельно планируют заняться поиском памятников старины и разгадкой тайн, которыми окутан далекий архипелаг. В частности, они хотят найти судно Вильяма Баренца, первооткрывателя Новой земли. В 1456 году его корабль «Меркурий» затерло льдами, а спустя год погиб он сам, так и не сумев выбраться из снежного плена. Сличив различные исторические документы и упоминания, нарьян-марские яхтсмены установили примерное место последней стоянки «Меркурия».

— Предположительно, он затонул в Ледяной гавани возле платформы, которая является границей ледяного подводного щита на участке резкого перепада глубины до десяти – пятнадцати метров. Под напором льда судно сдвинуло на отмель, часть которой в наши дни входит в зону побережья, – говорит Шишлов. – В прошлые разы мы не дошли до нее. А сейчас, если позволят погодные условия, опустимся на морское дно. В состав экспедиции включены трое аквалангистов, экипированных по последнему слову техники. Попытка найти судно Баренца предпринималась лет двадцать назад, но тогда его обнаружить не удалось – люди опускались в громадных скафандрах, в которых за два часа можно пройти от силы пятьдесят метров. И совсем другое дело теперь. К днищу одной из яхт будет прикреплен гидролокатор бокового обзора, который позволит нам видеть дно на мониторе компьютера. Если мы заметим что-то, похожее на корабль, начнем спуск аквалангистов.

Меж тем, клуб «Романтика» этим летом установит крест на братской могиле еще одного отважного исследователя Новой земли Августа Цивольки и членов его экспедиции в заливе Малом. Не знаем, чем не угодил его Величеству сержант царских войск Циволька, что был направлен на край света изучать архипелаг, ставший его последним пристанищем.

Грех было не воспользоваться законными правами первооткрывателей и не установить медную плиту, где написано, кем и когда открыт остров. Застолбить территорию планируется нынешним летом.

Чтобы воплотить в жизнь все задуманное, в первую очередь потребуется серьезная техническая экипировка.

— Я из Москвы уже привез тонну груза. Закуплены спасжилеты на всех членов команды, теплая одежда, продукты на два месяца, часть аппаратуры, – перечисляет яхтенный капитан. – Однако МЧС России не в состоянии целиком взять на себя расходы по подготовке и проведению экспедиции. Мы написали письма главе администрации, председателю Собрания депутатов, руководителям крупных нефтяных компаний с просьбой оказать нам спонсорскую помощь. Очень надеемся, что кто-нибудь да откликнется. Будем рады видеть среди своих союзников и индивидуальных предпринимателей.

Путешественникам позарез нужны два яхтенных мотора с большими винтами и малым шагом, морская стационарная радиостанция, цифровые камера и фотоаппарат – не заснять уникальную арктическую экспедицию было бы преступлением против истории и науки. Пока открыт вопрос по двум комплектам GPS и радару, который видит на шестнадцать миль вперед и без которого в условиях сильного тумана идти невозможно.

В ближайшие дни яхтклуб «Романтик» приступит к реконструкции «Тима» и «Волги», на которых в июле отправится в поход к Новой Земле. Поход, подобного которому еще никто и никогда не совершал.

Ирина ВОЛКОВА

rss