назад

ПОД ПРИЦЕЛОМ

Отравой или рублем бороться с бродячими собаками – вот суть спора между властями города и защитниками животных. Мэр и его команда предпочли первое. Общественники фонда «Экозащита» настаивают на более цивилизованном методе – бить рублем. Прямо по карманам их владельцев

Бригаду родионовских «стрелков», что «чистят» город от бесхозных псов, прозвали в народе «зондеркомандой». Как мне кажется, зловещая аналогия с эсэсовскими карателями возникла не оттого, что жители не понимают, насколько реальную опасность представляют бродячие собаки. Все дело в том, что под прицел смертельной пневматики попадают чаще всего домашние четвероногие. Из 170 «утилизированных», так называет процесс умерщвления собак мэр города, лишь два десятка псов были по-настоящему ничьими.

— Во дворе моего дома убили лайку, – рассказывает Варвара Бабкова. – Собака только чуть отбежала от владельца. Средь белого дня, на глазах малышей детского сада «Сказка». Теперь каждый раз, когда ребята меня видят, в подробностях пересказывают случившееся. Убивать животных – просто бесчеловечно. На это может пойти только больное агрессивное общество. Самое неприятное, что так город от бродячих собак не избавить: человек не может жить без животных. Мужчина, у которого убили овчарку, сказал: «Ничего, новую заведу». А соседи мои, лишившись собаки, взяли сразу двух щенков.

— Ядом проблему не решить. Надо штрафовать безответственных хозяев, – настаивает Бабкова, – тем более, закон это позволяет. Человек десять наказать рублем, так бродячих собак и поубавится. Однако в администрации мне заявляют, что милиция не будет заниматься составлением протоколов, мол, у них и так работы хватает. Мне кажется, мэрия и УВД просто работать не хотят. Город невелик, каждый во дворе знает, кому собака принадлежит. Конечно, придется пошевелиться: заполнить бумаги, получить нужные подписи и направить протокол в административную комиссию. Штраф может быть наложен до пяти МРОТ. Вообще-то собака приравнивается к частной собственности, поэтому, если ваш питомец был не просто частью интерьера, а практически членом семьи, вы можете подать в суд. Между прочим, в России были случаи, когда подобные процессы выигрывали. Если бы вы знали, как часто мне звонят люди, потерявшие своих четвероногих друзей. Особенно переживают дети и одинокие люди.

— Есть еще один момент, – продолжает Варвара Михайловна, – отстрел животных незаконен. Собак должны не убивать на месте, а отлавливать и содержать три дня. Если за это время никто о ней не вспомнит, только тогда умерщвлять. Говорят, мол, это дорого. Но вакцина для усыпления тоже не дешевая. Здесь, значит, денег не жалко?

Сторону властей держал Владимир Загоровский, заведующий отделом ЖКХ администрации города.

— Мы особо не усердствуем, – заявил он, – последний раз собаками занимались дней десять назад. На отстрел спецгруппа выезжает только по звонкам горожан. Больше всего жалоб на друзей человека, что бросаются на прохожих, поступило в декабре и январе. Пришлось реагировать. Сейчас таких звонков меньше.

— Усыпление – один из самых гуманных способов, – считает Владимир Константинович, – если кто-то придумает что-то лучше, будем только рады. Шум, раздутый прессой по поводу «зверств» по отношению к животным, считаю преувеличенным. Меня удивляют даже не слезливые публикации, а хозяева животных: зная, что ведется отстрел бродячих псов, они отпускают своих питомцев гулять без сопровождения. Мы не раз объясняли, что собака без хозяина считается беспризорной, опасной для окружающих. И усыпляют только больших собак, маленьких никто не трогает.

Насчет шапок, на которые якобы идут шкуры убитых животных – это сплетни. Трупы животных закапывают на свалке. Люди, которые занимаются отстрелом, подконтрольны властям. Нам отчитываются за каждый выстрел, ведь «Аделин» (усыпляющая вакцина) – препарат дорогой. Поверьте, найти людей на эту не ахти какую приятную работенку довольно сложно. Ведь главное требование к ним – не употреблять алкоголь и приезжать по первому зову.

Ночь для усыпления собак не подходит: видимость плохая. И потом, это не основная работа, а так сказать, нагрузка по совместительству. По поводу вакцины скажу: это снотворное, аналогичное тому, что применяют при эвтаназии людей, только специализированное для животных. Для людей «Аделин» опасности не представляют. За все время отстрела ни один человек не пострадал.

Сейчас собаки особенно агрессивны: начинается период «собачьих свадеб». Кстати, собаки могут совокупляться с самцами песцов и лисиц, страдающими бешенством. Так что пока отказываться от отстрела бродячих животных рано. Хотя в конце апреля такой вопрос, возможно, перед жителями города будет ставиться. Еще раз повторю, что усыпление – самый гуманный и дешевый способ. Организация приюта городской казне не по карману. Подобные заведения могут себе позволить лишь Питер и Москва. Группа любителей животных пыталась организовать приют, но это удовольствие дорогое. Дело заглохло на стадии подготовки проектно-сметной документации.

Как удалось узнать «ЕВ», городская администрация не так давно выделила фонду «Экозащита» участок для строительства приюта в районе Совхоза. Однако прежде чем начать строительство, общественникам придется пройти согласование в десятке инстанций, представить проект. Его действительно еще нет. И учитывая темпы согласования, до его появления пройдет не один год. Разумное предложение «Экозащиты» о штрафах нерадивых владельцев собак, похоже, властями не воспринимаются всерьез. А жаль. Это стало бы хорошей альтернативой отстрелам и уроком ответственности для хозяев четвероногих питомцев.

Кстати, горожане, вы-то что думаете?

Марина Измайлова

rss