назад

КРОКОДИЛ НЕ ЛОВИТСЯ…

На прошлой неделе в Нарьян-Маре состоялось заседание коллегии управления сельского хозяйства. Доклад своего зама Александра Антонова об итогах работы отрасли глава управления Юрий Казначеев раздавать журналистам почему-то не разрешил. Впрочем, какими бы ни были показатели, а они в прошедшем сезоне во многом хуже, чем в предыдущем, поверьте, никто не собирается устраивать танец на костях. Но задуматься все же есть над чем

Известно, что и в целом по России сельхозпроизводство переживает сейчас не лучшие времена. Но в средней полосе есть одно преимущество – выбора работы. А у селян на Крайнем Севере поле для маневра, увы, почти отсутствует. Поэтому и призывали руководители хозяйств НАО, чтобы власти не забывали о том, что колхозники и другие аграрии – еще и жители округа. Они бы и рады сами о себе позаботиться, но отрасль, где им приходится работать, увы, во многом, убыточна: удельный вес бесприбыльных предприятий в сельском хозяйстве НАО по итогам прошлого года возрос до 48 процентов. Рентабельные еще в 2002 году рыболовецкие хозяйства в сезоне-2003 работали уже в минус, поголовье оленей и буренок сокращается, себестоимость продукции подчас выше цен, по которым она продается. С оленеводством не такие крайности, но и тут иногда себе дороже им заниматься. И деваться-то некуда. Вот и воюют с обстоятельствами, за жалкую в сравнении с другими отраслями зарплату, немногим превышающую четыре тысячи рублей. Может быть, поэтому не хотят молодые ни за какие коврижки оставаться сейчас на селе. Положение там, как в песне про козлика: рожки да ножки. Впрочем, пытаются как-то это положение спасать с помощью немалых субсидий из окружного бюджета, да и федеральная казна немного подбрасывает… Но пока получается, как у того лося на водопое: он пьет и пьет, а ему все хуже и хуже. И дело не только в том, что самих дотаций не хватает… Иной раз колхозники вместо того, чтобы корма заготавливать, бросаются собирать морошку. И понять их можно: она – живые деньги. Ведь зарплата на основном месте работы мала, и к тому же задерживают ее нередко. Спрашивается, неужели нет света в конце тоннеля?

Наверное, есть. Почему, например, в СПК «Сула», «Заполярье», «Колгуев» и «Победа» многие показатели выглядят очень даже неплохо? А у других – сплошная «копытка». Может, руководство сменить на умеющее не просто осваивать дотации, но и давать что-то взамен. Скоро, кстати, если большая часть бюджета отойдет в управлении области, не увидят наши оленеводы даже тех средств, которые сегодня худо-бедно, но поступают. Тогда, страшно сказать, в нашем сельском хозяйстве будут сплошные непокрытые убытки. Проблема и в том, что сегодня истраченные деньги подчас начинают работать далеко не сразу. Закупили, например, оленеводам радиостанции. Если бы еще и антенны к ним… Или тот же чудо-агрегат американского производства для электрификации Красного. Может, он и впрямь машина экстра-класса… Знать бы еще, с какой стороны к нему подойти. Хотелось бы, чтобы и поощряли у нас тех, кто лучше работает, а не больше просит. Например, себестоимость электроэнергии у совхозных электростанций нередко в два-три раза ниже, чем у окржилкомсервиса. Угадайте, кто получает больше денег из бюджета? Как заметили руководители некоторых СПК, «чем лучше работаешь, тем меньше тебе дают». Кстати, на коллегии звучали слова о том, что нельзя поощрять иждивенчество. Правда, обращены они были скорее к колхозникам, на что последние опять же напомнили, что они, как и горожане – жители НАО.

— Да дайте нашим людям зарплату, как в городе, мы бы и не просили ничего, и работали бы совсем по-другому. Несправедливо, когда такой большой разрыв в уровне жизни, – заметил глава СПК «Няръяна ты» Прокопий Ардеев.

Трудно с ним не согласится. И все же, если у всех сейчас опустятся руки, то про деревни на Севере и оленеводческие бригады скоро останется лишь вспоминать. А тут еще и в Минсельхозе страны надумали убрать управление по Северным территориям. А ну как выведут средний для всех уровень поддержки отрасли: нашим животноводам – так же, как в Черноземье?

И все-таки одного я в толк не возьму. Как у саамов Норвегии все получается? Ладно, ну пусть не все, но многое…

Впрочем, хватит о грустном. Есть и хорошее. Квоты на вылов трески для северных регионов увеличили и дают их под освоение, на пятилетку. Кроме того, погоду на лето обещают хорошую, да и бюджет у нас все же пока не скупится для села. Конечно, денег недостаточно, чтобы обновить изношенный парк оборудования, построить новые колхозные помещения. Но к 2006 году все хозяйства обещают перевести на новую технологию заготовки кормов… Есть, есть основания смотреть в будущее с оптимизмом. Хуже уже не будет, а значит, должно быть лучше.

Зинаида УГЛОВА

rss