назад

ДОГОВОРИМСЯ…

Наверное, никогда еще общественность НАО с таким волнением не ждала наступления нового года, как теперь. С первого января вступят в силу изменения и дополнения в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с чем, Ненецкий округ может лишиться не только ряда полномочий, но и солидной части бюджета. Что и говорить, перспектива малоприятная. Конституционный суд России, куда окружные парламентарии обратились с запросом относительно законности таких пертурбаций, ведь Конституция гарантирует субъектам равные права, счел его рассмотрение преждевременным, так как нововведения еще не начали действовать. Выходит, вся надежда на нового губернатора Архангельской области Николая Киселева: наше будущее во многом зависит от того, какую позицию по отношению к НАО он займет.

С Николаем Ивановичем удалось поговорить депутатам окружного Собрания Игорю Кошину и Зое Агаповой, приглашенным на инаугурацию. Увы, на его официальном вступлении в должность первые лица исполнительной власти Ненецкого округа не присутствовали. Странно, конечно, но факт остается фактом

– Каких вестей ждать из Архангельской области? И как вам показался настрой нового главы? Какие шаги в свете грядущего перераспределения полномочий между субъектами федерации он намерен предпринять?

Игорь Кошин: – Николай Иванович выступает за воссоздание экономических связей между нашими субъектами, которое предполагает, прежде всего, развитие транспортной схемы. Чтобы продукция, которая производится на территории Архангельской области, шла на рынок округа. И соответственно то, что производится у нас, получала область. Я за налаживание прочных связей в экономике и социальной сфере. Прежде всего, в части здравоохранения и образования. Потому что здесь у области значительно более сильный потенциал, есть чему поучиться. А что касается перераспределения полномочий, то еще большой вопрос, случится ли оно в сроки, указанные в законе. Невозможно за такой короткий период, даже взяв финансовые ресурсы из окружного бюджета, начать всерьез заниматься проблемами округа. У Архангельской области своих хватает. Перед нынешней администрацией, в первую очередь, стоит задача выйти на качественно новый уровень развития области.

Зоя Агапова: – В разговоре с нами Николай Иванович подчеркнул, что президент РФ поставил перед исполнительной властью области задачу экономического прорыва. Он сформулировал ее именно так. Учитывая экономический, кадровый, научный и ресурсный потенциал области, губернатор заявил, что эта задача сложна, но выполнима. А проблемы Архангельской области они смогут решать за счет собственных ресурсов.

– Насколько губернатор в курсе всех нюансов взаимоотношений двух субъектов?

З.А. – Сказать, что Николай Иванович не знаком с теми проблемами, которые существуют в отношениях области и округа, нельзя. Судя по всему, он осведомлен и причем достаточно объективно. По нашим сведениям, в этом положительную роль сыграл и главный федеральный инспектор в НАО Алексей Баринов. Повторюсь, он достаточно хорошо ориентируется в ситуации и настроен позитивно, что радует. Он остался доволен состоявшимся разговором, а значит, есть определенная надежда, что все закончится не так уж плохо, как прогнозировали некоторые СМИ и политические деятели. Кстати, Киселев заявил, что экстремистов хватает и у нас в округе, и в области. Наши призывали вообще не участвовать в выборах губернатора Архангельской области, чтобы он был нелегитимным. Их горячие головы поторопились с некоторыми неосторожными заявлениями – отнять, поделить и жить припеваючи. Киселев сказал, что отношения соседей не должны начинаться с дележа. Не по-соседски это: отнять, поделить и потом за чужой счет замечательно жить.

Он достаточно хорошо представляет себе, насколько сложны условия, в которых достигается уровень благосостояния жителей НАО. Бесспорно, сегодня у нас он выше, чем в Архангельской области, но Киселев отдает себе отчет, какой ценой это достается. Он вспомнил свою поездку в Нарьян-Мар много лет назад на 9 мая, когда его пригласили на рыбалку – щук половить. И попросили одеться потеплее. Ну, он и оделся потеплее в соответствии в Архангельской погодой. Спустился с трапа самолета, а здесь – такой мороз, что через несколько минут уже не хотелось ни рыбалки, ни чего другого. «Если кто-то в Архангельской области не совсем понимает, как вы живете, надо отправлять их сюда на недельку, чтобы почувствовали на себе», – пошутил Киселев.

И – возвращаясь к теме хозяйственной кооперации, раньше объединявшей наши регионы. Так вот, губернатор считает разумным создание постоянно действующей рабочей группы, которая бы рассматривала конкретные договоры: что предлагаем мы, что предлагает область. Такое сотрудничество было бы выгодно обоим субъектам федерации.

– Собрание депутатов предлагает не спешить с новациями в части перераспределения полномочий и взять в 2005 году паузу. Допускает ли подобное закон?

З.А. – Закон вступит в силу первого января 2005 года. Под это еще нужны законодательные акты: поправки в бюджет и налоговый кодекс, которые тоже не приняты. И этот момент может стать одной из зацепок для округа, чтобы отсрочить «приговор». Но в любом случае соглашение между округом и областью необходимо.

И.К. – Есть текущая задача – сохранить налоговые платежи в бюджет округа. А есть — стратегическая. Еще до того, как были внесены поправки в закон «Об общих принципах…», необходимо было разработать договор с Архангельской областью, где бы оговаривалось все, начиная с экономики и заканчивая той же социалкой. Но, увы, этого сделано не было. Сейчас важно не терять времени, оно и так упущено, и как можно быстрей приступить к разработке соглашения.

З.А – Соглашения, которое бы определило принципы отношений субъектов федерации. Существующий договор 1996 года носит достаточно декларативный характер, пожелательный, и то, что к нему за это время ни разу не возвращались, доказывает только одно: самое место ему – в рамке на стене.

– Каков, на ваш взгляд, идеальный вариант развития отношений между округом и областью? И в чем они могли быть друг другу полезны?

З.А. – Мы недостаточно используем кадровый потенциал Архангельской области. Можно привести простой пример – даже управленческие структуры у нас пополняются за счет каких угодно регионов: Москвы, Новгорода, Питера, но только не за счет области. Что касается экономических связей, то до 90-х годов мы были крепко завязаны на Архангельск. Сейчас, конечно, времена изменились, но стоит говорить о новом наполнении этих отношений. Так, строительный бум, который прогнозируется в округе, явно не обеспечен строительными мощностями. Но развитая стройиндустрия есть у наших соседей – почему бы не использовать их потенциал?

И.К. – Задача двух субъектов в том, чтобы увеличить свои налоговые базы за счет взаимовыгодного сотрудничества. К этому нужно стремиться и нам, и области.

– Полпред президента в СЗФО Илья Клебанов после инаугурации заявил в интервью журналистам, что, по его частному мнению, будет лучше, если НАО и Архангельская область сольются: зачем держать столько чиновников. В связи с этим возникает вопрос, сможет ли округ, случись мощное давление сверху, ему противостоять?

И.К. – На мой взгляд, подобные заявления звучат еще по той простой причине, что действующая власть в округе, к сожалению, очень часто использует бюджет не по назначению. Отсюда вполне справедливое желание навести порядок и сделать систему управления более эффективной.

З.А. – Есть округа и есть Округа. Но это моя частная точка зрения. Сравните потенциал Коми-Пермяцкого округа и Ненецкого. Образно выражаясь, чтобы измерить его, потребуются разные весы. Если для Коми-Пермяцкого нужны аптекарские, то для НАО – складские, где отсчет начинается не с граммов, а с центнера. Мне думается, нельзя к ним подходить с одинаковыми критериями. Здесь – сырьевая база России и в следующие годы она будет только прирастать. Укрупнение ради укрупнения – это не цель. Если это делается для того, чтобы выровнять уровни жизни, как в случае с Коми-Пермяцким округом, то оно того стоит. Именно поэтому люди там проголосовали за объединение. А какой резон объединять Архангельскую область и НАО? Использовать в качестве критерия количество чиновников – давайте, мол, объединимся, чтобы не кормить лишних нахлебников – можно только в одном случае, когда жизнь плоха. Когда делаются неверные непрофессиональные шаги, бюджетные деньги проедаются, налоговая база не увеличивается, на ладан дышит производство. Но если все благополучно, если уровень жизни растет, то людям в принципе неважно, сколько чиновников. Их занимают другие вещи. И еще — создание новых субъектов возможно через проведение референдума. Если население скажет «нет», то никто не заставит сказать его «да». Сейчас уже не заставит.

– Кстати, а как будет верстаться окружной бюджет на будущий год, по прежней схеме или с учетом возможных потерь?

И.К. – Считаю, что мы должны подготовить два варианта, учитывая, что официальное соглашение еще не подписано. Хотя «мяч» сейчас на нашей стороне. И мы должны очень быстро отправить его обратно.

Ирина ВОЛКОВА

rss