назад

ЗАБЫТЬ КАК СОН

На прошлой неделе была перевернута еще одна страница в истории Ненецкой нефтяной компании – да, пожалуй, и всего Ненецкого округа. Истек срок действия лицензии НРМ 10785 НП, принадлежавшей Ненецкой нефтяной. Попытка округа разбогатеть за счет самостоятельной добычи нефти не увенчалась успехом

Лицензия на Мусюршор-Шорсандивейский участок выдавалась ей на пять лет – с 22 апреля 1999 года. Вообще-то говоря, она предполагала геологическое изучение недр. Однако с хитрой оговоркой – в научных целях, для изучения пластов какое-то количество нефти добыть было можно. И завертелось… Тех, кто взял под контроль ННК, геология интересовала в последнюю очередь. Но на участке была построенная еще в советские времена и заглушенная скважина. Вот к ней-то, к задвижкам на нефтепроводе, они и рвались.

В течение двух лет из нее качали нефть. Сперва ее возили цистернами, потом сделали кустарный трубопровод. На березовых чурках. И поскольку труба практически лежит на грунте, то ее под снегом не видно. Если кто-то по случайности влезет на участок на бульдозере – пиши пропало… Нефтепровод этот, между прочим, до сих пор лежит в тундре, только пользуется им теперь компания «Северное сияние».

За два года было официально выкачано 57 тысяч тонн нефти. Сколько реально – не знает никто. Но каким-то образом эту нефть удалось экспортировать. Если грубо прикинуть, ее стоимость составила несколько миллионов долларов. Округ от этих денег не увидел ничего. Куда они исчезли – долго выясняли прокуратура и милиция, да так ничего и не выяснили. Были да сплыли.

В 2001 году Мусюршорское месторождение вывели за границы участка и провели по нему новый конкурс, в котором ННК не участвовала, ибо Бутова банально «кинули». Когда он выяснил, что Мусюршор уплыл навсегда, то рассвирепел и год отказывался подписывать лицензию новым владельцам, пока через суд его не заставили это сделать. Махать после драки кулаками – во всех смыслах этого слова – оказалось не только бесполезно, но и вредно (за оскорбление действием судебного пристава он сам чуть было не попал на скамью подсудимых).

А Ненецкая компания вскоре обанкротилась. Идея, в общем-то, была неглупая и красивая – защититься путем банкротства от недружественного поглощения и заморозить долги перед государством и другими кредиторами. Но исполнение подвело. Кто же мог подумать, что внезапно выяснится – господин Егиазарян, назначенный внешним управляющим ННК с подачи окружной администрации, на самом деле не имеет права занимать эту должность! Когда это обнаружилось, администрация НАО утратила возможность влиять на положение в компании. И быстро потеряла к ней интерес.

Теперь два оставшихся на участке месторождения, требующие доразведки, будут через некоторое время вновь выставлены на конкурс. Впрочем, перечень объектов, по которым должен быть проведен в округе конкурс или аукцион, администрация не подписала до сих пор. Так что случится это, вероятно, только в будущем году, когда сменится власть. А истории, подобные той, что приключилась с ННК, забудутся как дурной сон.

Алексей Василивецкий

rss