назад

ДЕНЬГАМИ НЕ ПАХНЕТ: «ПРИРАЗЛОМНОЕ» ПРИНЕСЕТ ОКРУГУ БОЛЬШЕ ПРОБЛЕМ, ЧЕМ ВЫГОД

Работы на месторождении начнутся в декабре 2005 года. Об этом официально заявила компания «Севморнефтегаз» на прошедших в Нарьян-Маре общественных слушаниях. На суд широкой общественности нефтяники представили предварительные оценки воздействия проекта на окружающую среду

«Севморнефтегаз» представляли заместитель генерального директора Владимир Пестряев и начальник производственно-технического отдела Борис Щитов, компанию-партнера по проекту ООО «ФРЭКОМ» – генеральный директор Валентин Минасян, администрацию Ненецкого округа – заместитель губернатора НАО Андрей Гетман.

Освоение «Приразломного» – дело государственное. Его разработку будет вести компания «Севморнефтегаз», созданная в 2002 году «Газпромом» и «Роснефтью». Для реализации морских проектов «Севморнефтегазу» потребуется 30 миллиардов долларов. Вложения же в разработку месторождения с учетом НДС составят полтора миллиарда долларов. Извлекаемые запасы нефти оценены в 74,5 миллиона тонн, газа – 3,35 миллиарда кубометров. В год здесь планируют добывать 6,58 миллиона тонн «черного золота». Проект рассчитан на 22 года. Бурение первой скважины на «Приразломном» намечено на декабрь 2005 года. Правда, Ненецкому округу здесь ничего не достанется, так как континентальный шельф – территория Федерации, и все налоги уйдут в госказну.

Работы на «Приразломном» называют уникальными, поскольку никто в мире не пытался добывать нефть так далеко в море, причем во льдах Арктики. Добычу будут вести с ледостойкой стационарной платформы, установленной в 55 километрах от побережья в Печорском море. Российские нефтяники при освоении шельфа намерены использовать новейшие технологии. Задействованы в проекте и мощности отечественного ВПК. Генеральным подрядчиком «Севморнефтегаза» является северодвинский «Севмаш», который готовит подводную часть платформы – кессон, весом в 70430 тонн. Подряд на его изготовление получили также Выборгский судостроительный завод и «Звездочка» (Северодвинск).

Транспортировку «черного золота» нефтяники собираются осуществлять многофункциональными ледоколами норвежского производства. Эти суда – ноу-хау норвежцев – не имеют аналогов в мировом судостроении. Им не страшны ледяные торосы и арктические штормы. На команду ледокола возложена функция экстренного реагирования в случае нефтяного разлива. Ледоколы должны быть оснащены оборудованием для ликвидации аварий. Специальной службы по очистке прибрежных вод от нефти «Севморнефтегаз» создавать не собирается.

К сожалению, природоохранная часть проекта разработана слабо. Как отмечали специалисты, не изучен пласт, куда собираются закачивать отходы бурения, а их за два десятилетия освоения накопится свыше 120 тысяч тонн. Этот аспект компания собирается дорабатывать. Не разработана защита факелов. А ведь они будут гореть на основных путях миграции птиц и привлекать к себе стаи пернатых. Безопасностью факелов «Севморнефтегаз» также будет заниматься в будущем.

Приведенные данные по биоресурсам, что взяты за основу при оценке возможного ущерба, представитель заповедника «Ненецкий» Андрей Глотов назвал устаревшими и не соответствующими действительности. «Гибель моржей неизбежна, – заявил Глотов, – а популяция их и так невелика, всего 250 особей». Представитель заповедника предложил согласовать карту маршрута транспортных ледоколов с данными заповедника, чтобы исключить появление кораблей в зонах активности животных. Представители «Севморнефтегаза» идею поддержали.

Как заметили экологи НАО, разработчики проекта учли лишь небольшой «пятачок» Печорского моря, ближайшую акваторию нефтедобывающей платформы, а вот влияние на прибрежную зону упустили. Однако при обсуждении проблемы Владимир Пестряев согласился включить в проект предварительный экологический мониторинг наиболее ранимых зон береговой линии моря. В этом заинтересована и сама компания, чтобы в случае оценки ущерба ей не приписали лишнего, нанесенного другими недропользователями. Ведь уже сейчас экологи находят нефтяные бляшки на острове Долгий.

При освоении «Приразломного» в зону потенциальной опасности попадает половина акватории Ненецкого округа. В случае нефтяного разлива пострадают уникальные арктические ландшафты островов Вайгач и Долгий, а также обитатели Печорского и Баренцева морей. Подвергается угрозе и традиционное хозяйствование, ведь сегодня в районе Варандея добывают рыбу несколько семейно-родовых общин. По оценкам Ассоциации ненецкого народа «Ясавэй», проект напрямую затрагивает интересы двух тысяч жителей округа.

Конечно, бремя ответственности с себя нефтяники не снимают. На слушаниях был представлен предварительный план действий в условиях чрезвычайной ситуации – «Ларн», его разработал научно-методический центр «Информатика риска». Однако стоит отметить, что устранить разлив будет невероятно трудно, так как, во-первых, увидеть нефть помешает полярная ночь, а во-вторых, ее нельзя оградить бонами, потому что в этом районе постоянно меняется течение. В третьих, в мире нет технологии сбора нефти подо льдом, а также с волн, превышающих два с половиной метра. А во время осенних штормов в Арктике высота волн превышает три метра.

Кстати, как выяснилось, Ненецкий округ юридически не закрепил права на водопользование, поэтому в случае экологического ущерба он не может рассчитывать на денежную компенсацию. Поэтому власти НАО должны поторопиться и оформить соответствующие документы до начала освоения шельфа. Еще одним препятствием является отсутствие у природоохранных структур НАО технологии идентификации нефти, чтобы определить источник загрязнения и призвать виновника к ответу. Как заявили представители «Севморнефтегаза», с идентификацией они могут помочь. При обсуждении вскрылась еще одна проблема – по каким тарифам оценивать ущерб. Если бы в округе была готова «Красная книга», то этот вопрос отпал бы сам собой, так как появилась бы законодательная база, на основе которой экологи могли определить размер штрафных санкций.

Нарьян-Мару в этом проекте отведена роль перевалочной базы. Инвестиции, что получит округ от освоения «Приразломного», оцениваются всего в 3,7 миллиона долларов. Именно столько готовы потратить нефтяники, чтобы построить в столице НАО гостиницу на сотню мест. Ее проект разработан турецкой строительной компанией. Кто будет возводить здание — пока неизвестно, это решит конкурс.

Гостиницу «Севморнефтегаз» намеревается использовать четыре дня в месяц, остальное время она будет работать на город. Кстати, обслуживающий персонал здесь будет нарьян-марский. На самой платформе жителям округа предложат работу низкоквалифицированных рабочих. Именно на такой труд, по данным департамента занятости НАО, есть спрос. Найти же квалифицированных специалистов-нефтяников в округе проблема. По инициативе «Ясавэя» «Севморнефтегаз» обязуется обучать за свой счет и обеспечивать работой представителей коренной национальности. Прямую выгоду от проекта получит и Нарьян-марский авиаотряд, которому предстоит доставлять людей и необходимые материалы на месторождение.

Марина МАМЕВА

rss