назад

ЛАБОЖСКОЕ ГОРЕ

Перечень проблем в селах округа будто написан под копирку. Везде одно и то же: хлеб, вода, свет, связь, транспорт. И все же в каждом есть свой пунктик, который особенно мешает жить. В Лабожском, по мнению начальника линейного участка Александра Пономарева, это – тихоходный пароход, что возит народ из сел Великовисочного куста до Нарьян-Мара

— Наше горе – речные трамвайчики, – считает Александр Васильевич. – Нам ведь нужно судно, чтобы сидело неглубоко и ходило быстро. Хотя бы часа четыре, а не восемь как теперь. Типа «Зари», что была раньше. Правда, говорят, она рыбы много портила – ее выбрасывало волной на берег. Оттого, видимо, «Зарю» и убрали с реки. Но сейчас каких только пароходов нет. Неужели за столько лет нельзя было купить? Опять же, если судно идет медленно, на нем должны быть условия. А на котором нам сегодня приходится ездить из всех удобств – только туалет.

Доставка почты в села – отдельная песня. В войну на лошадях ее умудрялись возить каждый божий день, а теперь раз в неделю доставляют, возмущается Пономарев. Понять его можно. Людям нужна информация, причем из разных источников. А то в селах толком не знают, что творится в округе.

От себя заметим — мы в городе испытываем информационный голод в отношении сельской жизни. Дозвониться в некоторые поселки практически невозможно. А полететь в деревню на рейсовом самолете, значит, занять чье-то место, а на них – строгий лимит. Поэтому выбраться с кем-нибудь из представителей власти в село почитается за журналистскую удачу. Благо, не перевелись еще в округе руководители, которые регулярно навещают деревни.

Глядя на неустроенный быт сельчан, иной раз ужас берет: и как только люди умудряются жить в таких условиях? Но народ у нас крепкий, да и перемены к лучшему, пусть и не ахти какие, все же есть. В Лабожском, например, почти забыли, что такое плохая связь. В поселке имеется водопровод – мечта всех сельчан. В 1956 году колхоз построил первую в округе водонапорную башню для доставки воды на ферму. Пользуясь случаем, лабожчане врезались в нитку колхозного водопровода. В 2000 году его реконструировали, заменив трубу на полиэтиленовую.

Лет пятнадцать уже как Лабожское живет с газом. Худо-бедно, но колхоз снабжает поселок газовыми баллонами – возит аж из Архангельска. А с электричеством дела обстоят хуже. Свет в домах пока горит, но как бы в один прекрасный день не погас.

— Электростанции, что в Виске, что в Лабожском на ладан дышат, – в голосе Пономарева – неподдельная тревога. – Дизель для Великовисочного был заложен в инвестиционную программу, да так и не был куплен. Те, что у нас стоят, один другого стоят. В Виске берег на ДЭС наступает. Его надо укреплять. Но что-то пока этим никто не занимается.

Не знаем, правда или досужие домыслы, но мы слышали такую версию. Когда берег подойдет вплотную к ДЭС, а это случится очень скоро, ее перенесут в местный Дом культуры, который, как и электростанция, принадлежит колхозу. А где в таком случае разместится клуб, и найдется ли вообще для него пристанище, власти скромно умалчивают.

Ольга ОРЕШКИНА

rss