назад

БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ?

«…Я воспитываю сына одна. Чтобы поставить его на ноги, работаю с утра до вечера. Ему семь лет, но характер у него еще тот... Иногда он выводит меня из состояния душевного равновесия. Приходится брать ремень и лупить его, иначе ничего не помогает. А потом ненавижу себя за то, что не сдержалась. Скажите, правильно ли я поступаю? Можно ли физически наказывать ребенка?»
Светлана Х., Нарьян-Мар

«И вот, мой отец — Сидоров-старший драл меня, Сидорова-младшего, как сидорову козу». Считается, что наказание должно создать в голове у ребенка логическую конструкцию: будешь поступать плохо — будет больно, физически или душевно. С помощью ремня мы их, хм, обучаем и воспитываем. Увы, эти уроки мы помним всю жизнь. Ту боль, чувство стыда и беспомощности, которые при этом испытывали. Практически каждый взрослый человек помнит родительские наказания. Можно проделать такой эксперимент: попросите любого взрослого вспомнить детскую обиду, связанную с наказанием. В среднем, взрослый человек вспоминает свою детскую обиду за 7–10 секунд. Причем не только сам факт, но и вновь переживает, конечно, в ослабленном виде те негативные чувства, которые испытывал много лет назад. Даже его тело вспоминает мышечные напряжения, соответствующие разным наказаниям. Вспоминаете?

Физическое наказание часто является импульсивным, почти мгновенным ответом на проступок ребенка. Времени на обдумывание действий у родителя очень мало — буря эмоций требует незамедлительной реакции. К сожалению, наказывая ребенка физически, родители не всегда могут соразмерить силу удара. Мои хорошие знакомые, весьма интеллигентные люди, в порыве «ремнетерапии» сломали ребенку палец на руке. Наказание иного рода — стояния «в углу», отказ от общения с ребенком, лишение игрушки, денег, всевозможные запреты — как правило, и более обдуманны, и более длительны. Такое наказание как молчание родителя часто может быть, по признанию самих детей, более сильным, изощренным и болезненным, нежели шлепок или подзатыльник, сделанный «в сердцах». Надо помнить, что любое наказание, по сути, энергетический удар по ребенку. Рождает в нем букет чувств: обиды, стыда, злости, бессилия, несправедливости и вины. Чувство вины является, как правило, очень сильным и гнетущим, если ребенок считает наказание «заслуженным», но сформировать с его помощью новые навыки или общественно полезные черты характера практически невозможно.

Иногда дети в своих фантазиях сами наказывают родителей (или ненавистных учителей). Ребенок может испугаться этих своих чувств и мыслей по отношению к родителям: раз он так думает, значит, он сам плохой. Сказать о таком страшном прегрешении никому нельзя, жить с этими чувствами очень тяжело. Что делать? Надо наказать себя — решает бессознательная часть психики ребенка, тогда станет легче. В психологии такой процесс называется аутоагрессией. Именно так рождаются неврозы, язвы желудка, кожные и многие другие психосоматические заболевания.

Бывают ситуации, когда ребенок как бы сам подталкивает родителя к наказанию. Когда ребенку хронически не хватает родительского внимания, он бессознательно «решает» вести себя плохо, чтобы родители уделили ему хоть такое специфическое внимание. Может это ваш случай? Советовать вам сменить работу и побольше уделять внимания ребенку – банально. В любом случае нужно решить, что для вас важнее – родная душа или сытый и обутый объект воспитания?

Наказание — признак беспомощности. Наказывая, мы расписываемся в своей неспособности быть воспитателем. Рекомендую вам повесить ремень на гвоздик. А я пока выведу свое чадо из угла, в котором оно, бедное, стоит целых пятнадцать минут. Попробуем вместе починить сломанный джойстик.

Алена Людвиг

rss