назад

ЛЮБОВЬ МОЖЕТ ВСЕ

«Я воспитываю сына одна. Мальчик, конечно, у меня сложный… У него проблемы с учебой и не складываются взаимоотношения с ребятами в классе. Бабушка с ним не справляется, а я постоянно на работе. Недавно стащил из дома деньги и вместе с друзьями потратил их на шоколадки, лимонад и компьютерные игры. А ведь сумма была немаленькая…Хотя его примерно наказали, но у меня ощущение, что урок не пошел впрок. Что мне с ним делать? Если я уже сейчас с ним не справляюсь, то что будет дальше, когда ему исполнится 15-16 лет? Ходили мы и к психологам, и к другим специалистам, но реальную помощь не оказал никто…»
Анна Л., Нарьян-Мар

Прежде чем давать советы, хочу обратиться к возрастной психологии. У каждого периода жизни ребенка есть свои особенности. В младшем школьном возрасте (1-4 классы) дети чрезвычайно чувствительны к влиянию социума. Причем как к положительному, так и отрицательному. Возникает «внутренняя позиция» — новый уровень самосознания детей. Формируется осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Исходя из «внутренней позиции» можно выделить два типа детей (по отношению к нормам морали). Первая группа – так называемые нравственные реалисты. Они твердо убеждены в том, что врать (воровать, драться и тому подобное) нельзя по определению. Нельзя и все тут! Вторая группа детей более гибко относится к подобного рода запретам. Малолетние «нравственные релятивисты» считают, что врать иногда можно. К 10 годам (оказывается посильным анализ сложных эмоций, и появляются высказывания типа «мой друг старается быть хорошим, но если его разозлить, становится невыносимым».

На мой взгляд, этот возраст самый сложный. Ребенок балансирует на грани «хочу-могу». Он уже вырос из коротких штанишек, но подростковые «трубы» ему все еще велики. Появляется новый тип отношений с окружающими. Безусловный авторитет взрослого утрачивается. Все большее значение приобретает мнение сверстников, повышается престиж детского сообщества. В семьях, нормально функционирующих на протяжении всей жизни ребенка, обеспечивается плавный переход от асимметричных отношений (авторитет – подчинение) к более симметричным, партнерским отношениям. Если родители уловят нужный тон в общении с ребенком, то им повезло. Дисфункциональные семьи «застревают» на промежуточных этапах. Как бы зависают, и появляется страх полностью утратить контроль над поведением недавнего маленького мальчика.

Думаю, что ваш страх может быть оправдан. Если описанная вами ситуация не единична, а складывается в определенную систему, то увы… Можно говорить о девиантном (то есть отклоняющемся от общепринятых норм и правил) поведении. Девиантные действия могут быть: средством достижения значимой цели, способом психологической разрядки, замещением блокированной потребности и просто самоцелью. Осталось разобраться, что подтолкнуло вашего сына на столь значимый проступок. Отдавал ли он отчет в своих действиях? Чувствовал ли необратимость наказания? Если осознавал, что делает плохо и за кражу денег (а это классифицируется именно так) его обязательно накажут, то почему поступил так, а не иначе? Получается, что авторитет среди сверстников, заработанный халявным угощение, дороже, чем семья? Что это – следствие заниженной самооценки или общая некритичность своих поступков? Если у ребенка стерты границы между «можно» и «нельзя», то почему? Результат ли это огрехов воспитания или, не дай Бог, нарушения работы мозга? Вопросов в вашем случае больше, чем ответов. Поэтому готового рецепта я вам тоже дать не могу.

Скажу только одно. Все, что нам на самом деле нужно – это любовь. Причем любовь мудрая: любовь-приятие, любовь-понимание. С помощью любви можно свернуть горы. Главное — захотеть.

Алена ЛЮДВИГ

rss