назад

У САМОГО БЕЛОГО МОРЯ

Руководство союза потребительских обществ НАО побывало в Шойне. Летели они туда из Архангельска вместе с журналистами московской "Газеты". Появившаяся в этом издании статья некоторых местных жителей не слишком порадовала

Сравнивая эти места с пустыней, московские коллеги не преувеличивали. Песок уже много лет ведет свое наступление на село. У кого-то дома занесло по самую крышу, у кого-то - по окна. Но, как говорит бухгалтер местного сельсовета Зинаида Смыченкова, ко всему можно привыкнуть. По ее словам, многие местные жители верят в то, что у Шойны все же есть хорошие перспективы. Поэтому некоторые люди, даже получив квартиру на "Большой земле", не спешат покинуть родные места.

- Шойна при всех ее зыбучих песках - край благодатный, особенно летом, - делится своими впечатлениями глава правления Окрпотребсоюза НАО Наталья Кардакова. - С одной стороны, народ здесь сам говорит, что природа людей наказала. Все началось с того, что тралили рыбу в море и нарушили дно, после чего песок и пополз в атаку на берег. Но с другой стороны, та же природа щедро кормит здешнее население и даже дает возможность подзаработать то на рыбе, то на морошке. А какие там вкусные гусиные яйца! Их по 500 штук собирают, и они могут храниться даже без холодильника месяцами. Нас угощали. Очень вкусно. Кроме того, когда мы подлетали к селу на самолете, сверху казалось, что под нами какой-то черноморский курорт. И многие люди там сейчас действительно хорошо загорели, даже лучше, чем на юге.

- Ну а песок? - снова напоминаю о главной проблеме.

- С ним, конечно, все намучались. Он ведь еще и влажный. На складах, например, у нас даже соль от него сырости набирает. Но самое главное, что эта сырость разрушает деревянные постройки. К слову, нового жилья здесь давно не строят. Если не ошибаюсь, последнюю стройку лет тридцать назад сдали. Потом была попытка объявить Шойну зоной бедствия, но почему-то сейчас этого статуса село лишили вместе с необходимой поддержкой. Иногда люди, так и говорят, мол, живем в забытом Богом месте. Сейчас там еще и связи нет. А из самолетов сюда всего два рейса летают несколько раз в месяц: один - из Архангельска, второй - из Нарьян-Мара. Для местных жителей их прилет - как настоящий праздник. Все село сбегается. Мы там четыре дня жили, так нас просто замучили вопросами, что, мол, в мире происходит? Газеты сюда редко привозят, а телевизор лишь один канал показывает - "Первый". Одним словом, окружные новости здесь на вес золота. Зато очень здорово работает "сарафанное" радио.

- А как с пекарней, магазинами?

- Наверное, наш магазинчик на все село единственное покрашенное здание, - с гордостью сообщает Наталья Александровна. - И мосточки рядом с ним сделаны. А в пекарне, кстати, не только хлеб, но даже чебуреки пекут. Правда, ремонтировать ее надо. Нужно печь перекладывать, она - совсем старая. В Кии, что за несколько километров от Шойны, тоже наша пекарня есть. Там мы нашли дедушку, который умеет печи класть, а вот в Шойне таких мастеров пока не обнаружили. Что нас еще поразило, когда с пайщиками встречались и собрание ветеранов нашего общества проводили, так это сам народ. Люди здесь улыбчивые и гостеприимные. Тех же журналистов, которые без предупреждения приехали, на ночлег устроили. Глава сельсовета сам за подушками и тюфяками бегал. Их даже на рыбалку свозили. Одним словом, помогали и развлекали как могли. Они, кстати, обещали, что такую статью напишут, что в Шойну туристы потянутся. А получилась самая настоящая антиреклама.

В разговоре с корреспондентом "ЕВ" бухгалтер сельсовета Зинаида Григорьевна тоже призналась, что статья в "Газете" про Шойну неприятная получилась. А Наталья Кардакова не уставала восхищаться людьми.

- Местный дом культуры вовсю старается. Когда мы там были, люди готовились отмечать юбилей округа. Репетировали праздник чуть ли не ежедневно. Да и на встрече с нашими ветеранами песни лились рекою. Там, кстати, бабушка есть, ей в этом году 90 лет исполняется, не помню, правда, имени. Но сколько она шуток и песен знает, любой молодой позавидует. У нее девять взрослых детей, но из Шойны она все равно уезжать не хочет. Зато молодежь после вузов сюда плохо возвращается. Все потому, что устроиться негде. Мы, правда, взяли в этом году одну девушку после техникума: нам бухгалтер был нужен, а так с работою, конечно, не разбежишься. А вот тем, кто хочет замуж выйти, именно сюда приезжать надо - бравых холостых мужчин в Шойне много. И все как на подбор - рыбаки, охотники…

Сельское хозяйство на здешних песках - дело малоперспективное. Огороды - редкость. Пожалуй, лишь у Анны Степановны Широкой тепличка с овощами знатная. С колодцами - тоже проблема. К тем, в которых вода почище, приходится по пескам не одну сотню метров топать. Есть, правда, общественная баня, но - старенькая. Да и грибок там от сырости, говорят, завелся. А частных бань, увы, совсем немного: раз, два и обчелся. Одним словом, хоть здесь официально и не зона бедствия, но если все на самотек пустить, не продержится долго Шойна. Помощь нужна местным жителям и внимание окружных властей. Впрочем, в НАО почти все села в этом нуждаются. Народ в них, конечно, терпеливый и ко всему привыкнуть может, но хочется, чтобы настала наконец пора, когда начнут привыкать к хорошему, а не к плохому.

А обижаться на наших столичных коллег особо не стоит. Как увидели, как прочувствовали, так и написали. И ведь недаром говорится - со стороны виднее.

Зинаида УГЛОВА

rss