назад

НЕИЗВЕСТНЫЕ СОЛОВКИ

«ЕВ» продолжает публиковать статью Сергея Горелова «Соловецкий монастырь как центр Древлеправославия с 1429-1676 годов»

РАСЦВЕТ ОБИТЕЛИ

Особенно бурное развитие монастырь получил со второй половины XVI века при игумене Филиппе (1548-1566 г.г.) – в миру боярин Федор Колычев – и его последователях. Вдумчивый и деятельный Филипп превратил обитель в «братство тружеников». В это время появляются первые каменные соборы – Успенский с трапезной палатой (1552-1557), Преображенский (1558-1566). Строились храмы, службы, где использовались материалы, произведенные на своих заводах. Издалека монастырь красовался передними зданиями: величественным и суровым собором Преображенским и высокой колокольней, внешним видом свидетельствующей о строгости и духовности жизни иноков. Были устроены парники, оранжереи, разводился молочный скот и лапландские олени. До нашего времени действует система водопроводов. По системе шлюзов каналами были соединены 52 озера, образовавшие огромное «Святое озеро». В хмурый суровый пейзаж были привнесены черты цивилизации, ухоженности. Построена морская пристань и проведены дороги. К 60-м годам XVI века в монастыре вываривалось 140000 пудов соли-«морянки», что позволило открыть торговлю со складов в Новгороде, Вологде, где ее обменивали на хлеб. В больницу приходили жители всего архипелага, лечились молитвой и местными травами. Во время недородов обитель служила пристанищем для тысяч обездоленных и несчастных.

С возведением могучих крепостных стен (из местных валунов весом до 8-10 тонн) с восьмью башнями из камня (1584) монастырь становится крепостью для северных водных рубежей Православного государства. Строителем их в летописи назван монах Трифон, уроженец поморского села Ненокса. В течение 10 лет монахи и окрестные крестьяне возводили эти укрепления. В смутное время начала XVII-го столетия монахи и бельцы с оружием в руках встали на защиту Веры Христовой. Грозные и алчные соседи-католики и протестанты (финны и шведы) вынуждены были признать мощь монастыря и установить дипломатические отношения.

Ансамбль Соловецкого кремля складывался на протяжении нескольких столетий. В него вошли одноглавая надвратная церковь Благовещенья (1596-1601), Казначейская палата (1619), великолепные здания Портной и Чоботной палат (1615-1642), колокольня (1777), чудесная галерея, соединяющая в единый комплекс церковные здания кремля. Среди других монастырей Соловецкий светился, «яко луна посреди звезд».

Слава о Соловках – духовном наставнике, культурном и политическом крае России – дошла до Москвы, монастырь приобрел расположение царя. В обитель потекли богатые подарки. Ризница пополнялась художественными ценностями, древними и чудотворными образами, присылаемыми в дар. Иоанн Грозный прислал колокола для храмов, напрестольный золотой крест, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, старинные иконы, книги. Продолжая дело игумена Досифея, в обители переписывали и собирали со всей России редкие богослужебные и полемические книги. Создавались иконы, складывалась северная (Поморская) иконописная традиция. Библиотека имела 1500 редких рукописных книг. Скопилась большая казна. Было приписано 20 волостей, сел. Обитель становится местом для подвижников благочестия, светочем древнего Православия.
(продолжение следует)

rss