назад

ПОДСТЕЛИ СОЛОМКИ

Даже в сезон отпусков, когда нарьянмарцы выезжают за пределы округа на личном авто, они не спешат его застраховать. Как отмечают страховщики, сегодня добровольно к ним обращаются либо хозяева супердорогих иномарок, либо «автовладельцы-фанатики». А жаль

Есть еще одна категория людей, которые предпочитают подложить соломку заранее. Это те, кто побывал в аварии, правда, таких единицы. Вообще, средства передвижения добровольно страхуют весьма редко. Так, компания «Капитал страхование» за этот год оформила всего две «доброволки». «Люди, наоборот, возмущаются высоким территориальным коэффициентом при оформлении документов обязательной гражданской ответственности, — говорит Наталья Афонина, ведущий специалист «Капитала», — хотя он у нас самый низкий в стране – 0,6. Москвичи, например, платят 2 %. А при добровольном страховании заплатить страховщику придется дороже». Кстати, принудительную «автогражданку» здесь оформили почти полторы тысячи человек.

Если сравнивать размеры выплат страхового возмещения, то по обязательному страхованию они намного ниже, чем по добровольному. Здесь страховщики всегда подчеркивают, что в первом случае гражданин страхует не автомобиль, а только ответственность перед третьими лицами. А вот во втором – имущество и, по желанию, здоровье свое и пассажиров. Из семи случаев, когда «Капиталу» пришлось возмещать убытки по ОСАГО (обязательное страхование), самая большая сумма выплаты составила 60 тыс. рублей. Другой страховщик, компания «Нефтеполис», сообщила, что компенсации не превышали 6 тысяч рублей. По «доброволке» же выплаты гораздо больше, конечно, как и вознаграждение страховщика. Так, «Капиталу» за ВАЗ-21120 владелец отдал 9 тысяч рублей. По ОСАГО водитель заплатил чуть больше тысячи.

— Сумма страховой премии (то, что причитается страховой компании) в добровольном страховании и самой страховки рассчитывается индивидуально, — уточняет Афонина. — Она зависит, во-первых, от действительной стоимости автомобиля. Если он новый, то страховка и будет равняться той сумме, которую за нее заплатил владелец. Чем авто старше, тем сумма страховки меньше, а «бонус» компании больше. Кстати, есть ограничения по «возрасту» машины. Отечественные автомобили не страхуются, если им исполнилось семь лет. У иномарок срок страховой жизни больше – до десяти лет. Учитывается, как будет использоваться машина, есть ли у водителя теплый гараж и многое другое. Можно взять полный страховой пакет (угон, ущерб, повреждение), а можно застраховать имущество только от ущерба. Есть возможность отдельно застраховать дополнительное оборудование: кондиционер, магнитолу, систему безопасности и так далее. Еще мы предлагаем позаботиться о пассажирах и застраховать авто от несчастного случая. Этот вид страхования касается людей. Здесь страхуются водительское и пассажирские места – от 1000 долларов до 50 000. Сто процентов страховки владелец получает лишь в том случае, когда машина после аварии не подлежит ремонту. Ущерб оценивает независимый эксперт-оценщик. У нас в городе он один. До сентября такого специалиста не было вообще и людям приходилось обращаться к архангельским оценщикам, что затягивало процесс получения страхового возмещения. По добровольному страхованию, как и по ОСАГО, компенсацию люди получают в течение двух недель. Единственный вариант, когда сроки могут быть затянуты – если неприятность с нашим клиентом произошла за пределами региона. Придется подождать, пока ГИБДД пришлет необходимые бумаги.

Страховщики подчеркивают: установленный законом срок – 15 дней – отсчитывается с момента предоставления потерпевшим последнего документа. Что касается обязательного страхования гражданской ответственности, за это время страховщик обязан составить страховой акт и в течение трех дней после этого выплатить страховку. Как утверждает Елена Запалова, глава «Росгосстрах Северо-Запад по НАО», в настоящий момент проблем у пострадавших с получением компенсаций не возникает. Такие случаи были в прошлом году, пока ОСАГО на практике не «обкатали», тогда выплаты задерживали до полугода.

Если потерпевший не доволен выплаченной суммой, он вправе подать на виновника аварии в суд, предварительно попросив его возместить разницу между выплаченной страховкой и реальными тратами на восстановление машины. Такие дела входят в компетенцию мировых судей. Правда, они у нас тоже перегружены работой, так что выплаты придется подождать, возможно, долго. Поэтому профи советуют застраховать свое авто добровольно, тогда хлопот с получением компенсации будет гораздо меньше. Чтобы «снять напряженность» с выплатами, компании расширяют сети, открывают филиалы и пункты. Росгосстрах, например, открыл по всей стране более 200 специализированных центров урегулирования убытков, «Капитал страхование» — 89.

По мнению же автомобилистов, страховые компании под любым предлогом пытаются отказать в выплатах ущерба потерпевшим или затянуть процедуру. «Я стал участником ДТП, — рассказывает водитель. — Меня признали невиновным. Я и виновник застрахованы по ОСАГО, но виновник уклоняется от посещения свой страховой компании, хотя я предоставил его страховщику все необходимые документы». Юристы в подобных случаях советуют обращаться в суд.

Марина ИЗМАЙЛОВА

rss