назад

СКВАЖИНА БЕЗ КЛЮЧА

Как отразится на Ненецком округе принятое Госдумой решение отменить принцип "двух ключей"? Хорошо это или плохо для нас? С этими вопросами "ЕВ" обратилась к экспертам

Игорь Кошин, депутат окружного Собрания, лидер регионального отделения "Единой России":

- Лично я считаю, что "второй ключ" субъектам нужен. Другой вопрос, что именно позиция главы нашей администрации Владимира Бутова и постоянные скандалы в сфере

недропользования на территории НАО - привели к тому, что сейчас у регионов отнимается право второй подписи под разрешениями на освоение недр. Ведь именно на примере нашего округа федералы аргументировали свое намерение оставить лишь один ключ, что и стало одним из факторов, повлиявшим на принятие соответствующих поправок к законодательству. Не открою Америки, если скажу, что наша исполнительная власть не всегда использовала "второй ключ" с наибольшей выгодой для всего округа. Достаточно вспомнить историю с пресловутым валом Гамбурцева. Вопрос об его освоении изначально должен был решаться на аукционе, но тогда глава администрации убедил руководство Минприроды вместо этого сделать все по-другому. В итоге получилось так, что бюджет НАО до сих пор не может получить безумный долг от "Северной нефти". От проведения аукциона при тогдашней пропорции распределения доходов между субъектом и центром - 60 на 40 процентов - окружная казна получила бы свыше пятидесяти миллионов долларов. И не было бы у нас после этого провального по всем параметрам бюджета 2002 года… Сегодня из-за того, что глава администрации не торопится подписывать землеотводы компаниям, уже получившим лицензии, округ также недополучает налоги, которые могли бы поступать в наш бюджет. Я точно знаю, что, например, в ситуации с затягиванием подписания необходимых документов "Север-ТЭКу" и НМНГ окружная казна только в этом году потеряла сотни миллионов рублей возможных поступлений. После того, как лицензия на освоение месторождений уже выдана, такое выкручивание рук с требованием от недропользователей сверхналоговых отчислений с каждой тонны добытой нефти приводит только к бюджетным потерям. Все условия необходимо проговаривать на этапе подготовки к конкурсу или аукциону. К слову, несколько лет назад один из тогдашних руководителей нефтяной компании объяснял, почему с Владимиром Яковлевичем невозможно договориться: он порой просит слишком завышенную цену. Нужно не забывать и то, что недра принадлежат, прежде всего, государству. Федеральный центр сейчас пытается переориентировать сырьевые субъекты на жизнь не только за счет халявы от добычи полезных ископаемых, но и за счет их переработки и развития других производств на своей территории. Но для всего этого нужны ресурсы, которых с отменой "второго ключа" у округа, естественно, будет меньше.

n Александра Ломакина, вице-спикер Собрания депутатов НАО:

- Я отчасти согласна, что необходимо противоядие, чтобы не возникали ситуации, когда на региональном уровне вообще не проводятся аукционы по месторождениям и затягивается подписание землеотводов. Но то, что в отсутствии "второго ключа" будут ущемляться права людей, которые здесь живут, я тоже не могу исключать. Не скажу, что по дополнительным лицензионным соглашениям округ на свое развитие получает какие-то очень большие деньги: сегодня это порядка 400-500 миллионов рублей ежегодно без учета того, что должна нам "Северная нефть". Но в любом случае эти средства для населения НАО не лишние. У меня, правда, есть сомнения относительно рачительности трат этих денег нашей исполнительной властью. Я вообще считаю, что она по многим направлениям просто не делает то, что может и должна. Поэтому и такая разница в уровне развития нашего округа в сравнении с тем же ЯНАО, где существуют четкие программы по решению многих социально-экономических вопросов, и где люди живут гораздо лучше, чем у нас, несмотря на изначальную похожесть природных условий и прочих факторов. А ведь по уровню доходов бюджета на душу населения наши регионы находятся примерно на одном - достаточно высоком уровне. Недаром президент России объясняет многие нынешние перемены тем, что пора сподвигнуть региональные власти создавать условия для развития собственной экономики, получая при этом больше средств именно от налога на прибыль, прилагая все усилия по поддержке крупного, среднего и малого бизнеса на своей территории. С другой стороны, я готова согласиться и с доводами Бутова в том смысле, что некоторые недропользователи, получив лицензии, порой не торопятся приступать к освоению

месторождений, держа их в своих фондах про запас. Регионы должны иметь возможность оговаривать конкретные сроки начала освоения недр, и у них нельзя отнимать рычаги воздействия на такие недобросовестные компании.

n Анатолий Мяндин, глава Межрайонной инспекции МНС РФ №11 по Архангельской области и НАО:

- Позиция государства должна быть такой, чтобы всеми силами способствовать, а не мешать развитию предпринимательской деятельности в стране, в том числе и в сфере недропользования. Поэтому я считаю, что никаких ключей здесь вообще не должно быть. Вместо них нужны единые четкие правила, когда проводятся честные аукционы с участием всех заинтересованных в получении тех или иных месторождений компаний, а не конкурсы с закрытыми конвертами. Во-первых, от такой открытой борьбы, когда выигрывает тот, кто больше даст ресурсов для освоения производства, сразу идут немалые бюджетные поступления. Во-вторых, единый подход ко всем и прозрачность проведения аукционов отвергают коррупцию. По крайней мере, когда разрешительные документы будут подписываться не на двух уровнях, а одной совместной комиссией, возможностей для этого у чиновников будет меньше. Но очень важно предусмотреть в Законе "О недрах" еще и правило, по которому выигравшие лицензию компании обязаны начать освоение и эксплуатацию месторождений в четко установленные сроки. В случае с проведением аукционов, думаю, к этому будут стремиться и сами недропользователи, чтобы как можно скорее получить прибыль от производства, на приобретение которого они потратили немалые деньги. Все это в конечном итоге принесет дивиденды и округу, прежде всего, в виде увеличения количества рабочих мест и роста налоговых поступлений от развития нефтяной промышленности, повышения объемов добычи на нашей территории. Не забывайте, что этот процесс активизирует здесь и работу сервисных компаний: сейсмиков, строителей и транспортников, которых для создания инфраструктуры и обустройства месторождений нефтяники привлекают все больше. В результате растут налоговые отчисления и этих предприятий, потому что они имеют заказы, а значит, и сами встают на ноги, получая прибыль. От этого в конечном итоге зависят и возможности регионального бюджета, который за счет привлечения дополнительных налоговых поступлений может вовремя осуществлять и даже увеличивать различные социальные выплаты, в том числе бюджетникам и пенсионерам. Все здесь взаимосвязано: одно отталкивается от другого. Одним словом, чем меньше преград на пути развития бизнеса на местах, тем лучше.

Записала Зинаида УГЛОВА

rss