назад

БУДЬ ГОТОВ

«В этом году мой сын пойдет в первый класс. Очень за него волнуюсь. Мне кажется, он еще такой маленький и несамостоятельный. Сможет ли он привыкнуть к новому коллективу, к новому режиму дня, к новым обязанностям? Хочется, чтобы моему мальчику в школе было хорошо, чтобы ему нравилось учиться. Скоро первое сентября, но сын говорит, что в школу идти не хочет. Как быть?»
Светлана Х., пос. Искателей

Вполне понятное волнение мамы будущего первоклассника. Обычно к новому году (или к следующему учебному) оно проходит. Увы, отношения между школой и семьей, школой и ребенком всегда непростые. Много волнений перед первым сентября, особенно у родителей первоклассников: как ребенок адаптируется к школе, не станет ли она для него источником невроза и тяжкой повинностью вместо радости?

Но школа, как армия. Пройти ее надо. «Откосить» от общего и доступного для всех образования можно только по состоянию здоровья или по идейным соображениям. На самом деле странно, что мальчик уже сейчас говорит о своем нежелании идти в школу. Обычно детям его возраста нравится весь этот антураж: новый портфель, красивый пенал, фломастеры и прочие ценные для детей вещицы. Ну и конечно, новый статус – детсадовские шортики сменяются вполне взрослыми школьными брюками. Скорее всего, в вашем случае ребенок не готов к школе психологически. Хотя не берусь утверждать это заочно. Психологическую готовность к школе специалисты определяют в конце дошкольного обучения – в детском саду. Так что если что-то не так, они должны были вам сообщить. А вообще, готовность к школе стоит на трех китах: личностная, интеллектуальная, социально-психологическая готовность. Под личностной подразумевается, что школа привлекает ребенка не внешней стороной (портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания. Плюс эмоциональная устойчивость. Второй кит (интеллектуальная готовность) – наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Тут и умение анализировать, логически мыслить, постигать основные признаки и связи между явлениями и прочее. Но самое главное для первоклассника – овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и применению символов (букв, цифр) и, конечно, развитая тонкая моторика. Так что складывайте мозаику, пазлы, вышивайте или завязывайте шнурки на время. Третий кит – это социально-психологическая готовность. А проще говоря, умение общаться и взаимодействовать с людьми. Обычно это умеют почти все дети, прошедшие детский сад, где хочешь – не хочешь, а приходиться возиться в одной песочнице. Если все три компонента вы в вашем ребенке наблюдаете, то вам повезло. И вы обладатель редкого, образцово-показательного экспоната, АБСОЛЮТНО готового к школе. Но чаще всего чего-то больше, чего-то меньше. Но не пугайтесь, если приложить усилия, практически все вышеперечисленные составляющие у вашего ребенка можно развить. И напоследок несколько рекомендаций для родителей будущего первоклассника.

— Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.

— Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете.

— Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его мнением.

— Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный интерес не иссякнет. Приучайте искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.

— Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант.

Желаю успеха.

Алена Людвиг
P.S. – жду ваших писем по адресу: [email protected]

rss