назад

В МИРЕ ПРИРОДЫ

Растительный и животный мир арктических островов Ненецкого округа находится в благоприятном состоянии. К такому выводу пришли ученые ведущих биологических институтов страны, которые в июле и августе 2004 года исследовали острова Долгий, Матвеев, Голец и Зеленцы, а также провели научную работу на Вайгаче

— На двух из трех известных лежбищ нашли моржей, — рассказывает Игорь Лавриненко, участник экспедиции и начальник отдела экологии Ненецкого информационно-аналитического центра, — по 15-16 особей. Это самцы, молодые и старые. А на одном обнаружили явные следы их пребывания, оставленные тушами и клыками. Два места обитания моржей находятся в бухте Лямчина (остров Вайгач), третье — на острове Голец, в пределах заповедника «Ненецкий». Когда возвращались, с вертолета видели в море стадо моржей в окрестностях Белого Носа (полуостров Югорский). На всех арктических островах обнаружена огромная численность водоплавающих птиц. Особенно много белощекой казарки и гаги, как обыкновенной, так и гребенушки. Через каждые десять метров встречаешь выводки. Галечниковые пляжи и приморские марши – основная кормовая база для уток и гусей. Здесь собираются большие стаи птиц, по несколько тысяч. Сейчас численность белощекой казарки поднялась до такого уровня, что ее даже вывели из федеральной Красной Книги. Это замечательно.

В экспедициях принимали участие ученые из Москвы, Архангельска, Сыктывкара, Санкт-Петербурга, Нарьян-Мара. Они изучали биоразнообразие, ландшафты, растительный покров. Экспедиция прошла в два этапа. В ходе первого, июльского, который организовывал заповедник «Ненецкий», была исследована территория арктических островов Долгий, Матвеев, Голец, Большой и Малый Зеленцы. Второй этап – работа на Вайгаче, в бухте Лямчина — по подготовке Красной Книги Ненецкого округа. За два месяца был проведен учет состояния популяции целого ряда видов «краснокнижников». Исследования вели десять специалистов. Они обнаружили порядка 30 новых точек распространения растений и птиц. В частности, на Гольце найдены гнезда кулика-сороки, а на Вайгече — редкое растение «кассиопея» (раньше она в этих местах не встречалось).

Кроме того, ученые узнали, что возросла популяция белого медведя. Житель острова Вайгач Андрей Вылка рассказал, что весной во время миграции этих животных видел из своей избушки 47 медведей. Он же поведал и о печальном факте — расстреле моржей. Года три назад несколько тушь, прошитых пулями, прибило на один из островов бухты Лямчина, Малый Цинковый. Члены экспедиции обнаружили на этом месте останки моржей.

— Пулевые отверстия достаточно хорошо видны на костях и шкуре, — говорит Игорь Лавриненко, — мы нашли два скелета. Кстати, на этом маленьком островке, где удалось отснять крупного моржа, — к счастью, живого — нашли заряженный пулей патрон, правда, ржавый. В этом районе достаточно активно плавают морские суда: спасатели, военные и другие. Основная задача экспедиций – это, прежде всего, инвентаризация биологического разнообразия этих территорий, оценка современного состояния популяции видов федеральной и региональной Красной Книги. Оценка состояния береговой линии до начала активных работ на Арктическом шельфе. Еще одним приоритетом экспедиций было выявление каких-либо пятен и выбросов нефтепродуктов. В том году на Долгом обнаружили нефтяные бляшки. В этом их число в целом уменьшилось, свежие не появились. На Вайгаче и островах бухты Лямчина не удалось найти нефтезагрязнений. Но тот же Андрей Вылка сообщил, что в осенние штормы нефть часто прибивает к берегу. Мы таких фактов не зарегистрировали. Это говорит о том, что необходим постоянный контроль за ситуацией. Ведь флора и фауна Арктики уникальна. Это сокровище округа и терять его ни в коем случае нельзя. А малейшая авария, будь то на танкере или морском терминале, приведет к трагическим последствиям. Чтобы осуществить мониторинг, необходимо ежегодно на комплексе островов Долгий, Матвеев, Зеленцы, а также от бухты Лямчина до Варнека (Вайгач) хотя бы раз в год проводить обследования, отбор проб. Это нужно, чтобы сразу выявлять случаи загрязнения. Сейчас состояние этих территорий замечательное. Если, конечно, не считать штолен и шурфов, оставленных на Вайгаче в 30-40-х годах при добыче цинка, меди и свинца.

Марина ИЗМАЙЛОВА

rss