назад

ПЕРЕЕЗД ПОНЕВОЛЕ

Нарьян-марское ОПХ проводит реорганизацию своего отделения в Тельвиске. Коров перевозят в город, а в деревне оставляют молодняк. По сути, отделение ликвидируют, как два года назад закрыли ферму в Макарове. Власти округа так ничего и не предприняли, чтобы сохранить в деревне рабочие места

Вопрос о поддержке сельхозпроизводителей ставится постоянно, и время от времени от управления сельского хозяйства даже делаются какие-то заявления, мол, рации оленеводам закупили, субсидию на транспортные расходы выплачиваем. Но что оленеводческие, что животноводческие хозяйства находятся на грани вымирания. Туго приходится всем — и оленеводом, и животноводам, и рыбакам. Из 11 животноводческих хозяйств округа нет ни одного, которое развивалось бы стабильно, без финансового надрыва.

В ОПХ, где работают двести с лишним человек, только частично получили зарплату за июнь. Субсидии из окружного бюджета выдаются бессистемно, а это вторая часть дохода хозяйства. Кроме того, более миллиона рублей им задолжало ООО «Вита», перерабатывающее молочную продукцию.

— Помощи местные производители сельхозпродукции от властей не видят, — говорит замдиректора ОПХ Галина Базылюк. — Молоко хоть выливай. Ежедневно мы получаем по пять тонн молока. Затраты на перевозку 900 литров из Тельвиски огромны, в распутицу приходиться нанимать вертолет. Выходит около 600 тысяч рублей, и хоть мы оплачиваем 20 процентов от этой суммы, для нас это все равно много. Поэтому решение перевести коров на городское отделение ОПХ — оправдано. Мы и так прибыли толком не получаем. Доярки, что останутся без работы, будут ездить в Нарьян-Мар. Условия работы в Тельвиске ужасны: здание фермы старое – износ практически сто процентов.

По словам директора предприятия Владимира Янзинова, у ОПХ нет возможности заботиться о сохранении рабочих мест в деревне:

— Наша задача — сохранить хозяйство, получить прибыль, произвести мясо и молоко. В Тельвиске останется телятник на 300 голов. Его хозяйство планирует реконструировать собственными силами. Для этого потребуется около 700 тысяч рублей. На днях я написал письмо руководству управления сельского хозяйства НАО с просьбой выплатить дотацию, что выделяет окружная казна за производство сельхозпродукции. На эти средства мы и намерены произвести ремонт тельвисочной фермы.

Пока в Тельвиске еще работают 35 человек, все – местные жители. После реорганизации половина из них останется не у дел, как произошло это в Макарове два года назад. Тогда в деревню понаехали чиновники из сельхозуправы, послушали на собрании мнения жителей и доярок, покивали головами и уехали. А в Макарове безработных стало больше. Там остался летний выпас ОПХ и полуразрушенный телятник. Кстати, на его реконструкцию в окружной инвестиционной программе заложены 4 миллиона рублей. Документация на проведение работ практически готова, осталось получить последние согласования. Правда, большой вопрос, успеет ли хозяйство приступить к работам в этом году, так как зима на носу. А средства необходимо освоить до конца этого года.

Чтобы решить проблему с переработкой молока, в марте этого года хозяйство закупило линию по переработке продукции, а также оборудование для упаковки. Предприятие взяло кредит — 2 миллиона рублей на модернизацию оборудования под солидные проценты. В тот момент администрация округа задолжала ОПХ выплату дотации. В других регионах сельхозпредприятиям выделяют льготные кредиты, но только не в НАО. Как считает директор хозяйства, властям вполне по силам помочь предприятию, если не с кредитами, то хотя бы с торговой площадью, ведь своего магазина ОПХ не имеет.

— Сегодня предприятие несет двойную нагрузку, — говорит Янзинов. — С одной стороны, необходимо срочно, до завершения навигации, завезти все необходимое для работы хозяйства: моющие средства, запчасти и так далее. С другой, летом нашу продукцию покупают совсем мало, так как люди разъезжаются в отпуска. Поэтому мы несем убытки. Только закупка ГСМ и комбикорма – их берем на год вперед, чтобы не доставлять авиацией – обошлась в 5 миллионов рублей. Средств на товарооборот не осталось, а еще зарплату надо платить. Так что мы используем любые возможности, чтобы сократить расходы. И ликвидация фермы в Тельвиске – мера вынужденная.

В октябре ОПХ собирается выпустить пробную партию сметаны. Если эксперимент пройдет успешно, хозяйству снова предстоят затраты – на приобретение гомогенизатора и другого оборудования для переработки кисломолочных продуктов. Однако рынок сбыта сегодня занят чужаками. Раскрученные марки, такие как «33 коровы» или «Домик в деревне», давно заполонили прилавки нарьян-марских магазинов. Как утверждает технолог ОПХ Наталья Окишева, по качеству молоко хозяйства нисколько не уступает тем же «33 коровам». Возможно, дело в упаковке. Терапакетами пользоваться удобнее. Но линию по упаковке можно переоборудовать. Опять же, полиэтилен дешевле.

Сегодня ОПХ борется за место под солнцем, снижая цены. С 25 августа литр молока подешевел на четыре рубля. Это самое дешевое молоко в столице НАО. Поможет ли это предприятию удержаться на плаву, покажет время. А пока ОПХ потуже затягивает пояса.

Марина ИЗМАЙЛОВА

rss