назад

ЗАКОННЫЕ ТРУДНОСТИ

Северо-Западная парламентская ассоциация (СЗПА) существует уже почти десять лет. Она объединяет глав законодательных собраний 11 регионов. Но впервые законодатели приехали для проведения конференции в Нарьян-Мар, столицу НАО

Главной темой обсуждения на этот раз стал закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступающий в силу с 1 января 2006 года.

Собравшиеся в нашем городе представители законодательных собраний регионов Северо-запада были единодушны в своих оценках. Спикер Мурманской областной думы Павел Сажинов, например, назвал закон, означающий реформу системы местного самоуправления, сырым. Соответственно, с ним еще предстоит много хлопот. Закон по сути вводит новое управленческое звено. У нас в округе это будут районы, о которых не слышали уже полвека. А в большинстве других субъектов придется создавать органы власти на самом низшем уровне - те, которые у нас, слава Богу, уже присутствуют. И число органов власти в муниципальных образованиях возрастет при этом в десятки, если не в сотни раз (в Республике Коми, к примеру, их вместо 21 будет 240). При этом количество чиновников возрастет многократно. А где их готовить и на какие средства?

На пресс-конференции после заседания представитель Ленинградской области Кирилл Поляков прямо заявил, что нас ждет несколько лет неразберихи:

- Много очень вопросов этот закон оставил. Даже больше вопросов, чем ответов.

Одна из самых острых проблем - финансовая. Совершенно непонятно, откуда российские регионы, большинство из которых являются дотационными, возьмут деньги на реализацию положений нового документа. Тем более что в нем абсолютно не учитывается специфика отдельных территорий, особенно малонаселенных и удаленных от центра. К тому же Москва постоянно меняет правила игры, пересматривает бюджетное законодательство. И планировать что-либо заранее власти субъектов не могут.

Вспомним хотя бы, как часто менялось распределение доходов от налога на добычу полезных ископаемых - и почему-то исключительно в пользу федерального центра. Вот почему конференция предложила дать регионам возможность осмотреться. А для этого принять хотя бы пятилетний мораторий на изменение налоговой системы.

Есть у ряда субъектов Федерации и свои специфические запутанные вопросы. Например, как разграничить в Ненецком округе полномочия двух матрешечных муниципальных образований - Нарьян-Мара и поселка Искателей? В законе нет на это ответа. Как заметила выступавшая на конференции вице-спикер Собрания НАО Александра Ломакина, даже от разработчиков документа приходилось слышать противоречивые оценки.

- На семинарах нам говорят: когда выяснится, что сами вы вопрос решить не в состоянии, это сделает за вас правительство своим постановлением. Но, возможно, было бы лучше, если бы оно подготовило комментарий к закону, из которого мы бы поняли, как решить проблему Искателей самим.

По ее предложению в резолюцию конференции было внесено обращение к правительству России, дабы оно подготовило развернутый комментарий к закону о местном самоуправлении. А пока что парламентариям остается рассчитывать лишь на то, что накопленным опытом поделятся, подставив дружеское плечо, их коллеги из соседних регионов. Для этого и собирались.

Игорь СЕВЕРНОВ

rss