назад

МУЗЕЙ ПОД НЕБОМ

На заднем дворике нарьян-марского экспоцентра развернут музей под открытым небом — настоящий ненецкий чум. Здесь можно узнать много любопытного об истории и мудрости народа, давшего название нашему округу. Например, о том, что именно ненцы еще сотни лет тому назад придумали нечто похожее на нынешние подгузники

Идея поставить чум в центре города у его создательницы Анастасии Михайловой родилась давно. Больше того, в чумах, которые раньше при ее непосредственном участии работали для гостей НАО на просторах тундры и на мероприятиях этнокультурного центра и «Ясавэя», успели побывать такие знаменитости, как Виктор Черномырдин, послы Америки и Австралии.

Руками Анастасии Михайловой и еще одной прекрасной женщины – Анастасии Помылевой сделано целое наследие – наряды, тучейки, обувь, которых хватит для нескольких музеев сразу. Сегодня все желающие могут прийти в чум, облачиться в паницу, присесть на шкурах у настоящей железной печи и на мгновение почувствовать себя коренным обитателем тундры. Здорово, что сейчас это можно сделать прямо в городе, не беспокоя семьи оленеводов, которые могут быть и не готовы к нежданным экскурсиям к своему очагу. В мысли создать такой музей в Нарьян-Маре Анастасия Федоровна укрепилась, побывав на конференции в Салехарде: там она увидела целых семь чумов, поставленных на месте стойбища князя Тайшина. Ночами их подсвечивают разноцветными огнями — зрелище необыкновенной красоты.

У нас же гости зачастую даже не знают, где можно приобрести хотя бы ненецкий сувенирчик на память. И это притом, что хорошие мастера в НАО были всегда. В здании экспоцентра теперь имеется целая выставка таких изделий, а еще, здесь уже в течении года, собирается на свои встречи ненецкий фольклорный клуб «Тукотця» («Огонек»). По словам директора экспоцентра Марины Моргось, люди в клубе удивительные, общаться с ними — одно удовольствие. К тому же они умеют делать своими руками многое из того, чему не обучены большинство современных молодых женщин.

Анастасию Михайлову я, как раз, застала за таким занятием: она шила липты из оленьего меха для ребенка. При всей простоте у этих нехитрых детских штанишек есть секрет, который восхищает. Малышу вовсе не обязательно раздеваться на морозе, если захочется в туалет: присел и сделал, оставаясь при этом совершенно сухим. Тут все продумано для мелочей: липты при глубоких приседаниях оголяют нужное место, а вставая, ребенок снова надежно защищен от холода. Как после этого не удивляться выдумке и практичности ненецкого народа. Кстати, о подгузниках. Как объяснила мне Анастасия Федоровна: на дно люльки раньше укладывали мох, который прекрасно впитывает жидкость, а сверху клали оленью шкуру, имеющую свойство все быстро пропускать внутрь и тут же высыхать. Так что ненецкие малыши чувствовали себя сухо и комфортно задолго до того, как изобрели памперсы. Сейчас Михайлова и ее единомышленники торопятся сделать и сохранить для потомков то, что хранит все эти секреты быта и жизни коренных обитателей ненецкой земли.

– На создание нынешнего чума у нас ушел год, – рассказывает она. – Но до этого нужно было доказать, что он нужен, искать деньги на реализацию задуманного. А помогали нам многие: с финансами – городская администрация, комитет Севера, Баренц–центр. Шесты для чума изготавливали с помощью строительной компании «СМУ Нарьян-Марстройсервис», и, безусловно, помогали и продолжают это делать женщины из нашего клуба и Марина Моргось. Когда меня нет, они всегда могут встретить гостей и сами провести экскурсию в чуме. В конце концов, мы ведь не для себя все это делали, а прежде всего для молодежи, для людей, чтобы ненецкая культура не забывалась. Ведь уже сегодня не так много в тундре оленеводов, чьи семьи, как раньше, постоянно живут не в селе, а в чумах. Вместо них все больше используют обычные палатки для ночлега. И все же, культура не должна забываться. Очень хочется передать свои навыки молодежи, хочется, чтобы и она гордилась наследием предков. Постепенно ценность его начинают понимать и осмысливать. А ведь были времена, когда мы ставили чумы, а в нас камнями кидали и вообще пренебрежительно относились к ненцам.

В истории любого, даже совсем небольшого народа, есть масса бесценного опыта. Хорошо, что пока еще есть люди, которые могут его передать новому поколению, болеющие за это душой. Как верно заметил однажды американский классик Уильям Фолкнер: «Прошлое не мертво. Оно даже не прошлое».

Зинаида УГЛОВА

rss