назад

НЕВЫНОСИМАЯ ВЕТХОСТЬ БЫТИЯ

Собрание депутатов НАО приняло за основу окружную целевую программу переселения жителей округа из ветхого и аварийного жилья. До 15 октября она должна быть доработана с учетом высказанных замечаний. А их у депутатского корпуса оказалось немало

Подготовила документ окружная администрация в соответствии с аналогичной федеральной программой. По данным разработчиков, по округу более 48 тысяч квадратных метров жилой площади сегодня относится к ветхому и аварийному фонду. Из них 45 тысяч приходится на город и поселок Искателей. В Нарьян-Маре таких домов 90, а в Искателях – 61. Всего же по округу в ветхом жилье проживает 2753 семьи.

С помощью целевой программы, рассчитанной до 2010 года, администрация планирует ликвидировать 40 процентов ветхого фонда по городу и поселку Искателей, а в сельских муниципалитетах довести этот показатель до 100 процентов. Казалось бы, радоваться надо. Однако у депутатского корпуса возникли вполне резонные вопросы. Например, сколько процентов ветхого жилья в итоге будет признано таковым, и кто будет определять степень его износа? Со слов разработчиков, к ветхому фонду относятся дома, степень физического износа которых превышает 65 процентов. Причем повреждены быть должны несущие конструкции. Выходит, развалившийся наполовину (а не как указано в инструкции на 65 процентов) барак вполне может сойти за нормальное жилье и не попасть в «черный» список.

Опять же программа предусматривает расселение только из государственного и муниципального жилого сектора. А как быть с колхозными домами и почему в ней не оказалось 10 муниципалитетов, задалась вопросом Александра Ломакина. В частности, в документе не упоминается Хорей-Вер, Усть-Кара, Бугрино, Каратайка, хотя жилой фонд этих поселков давно нуждается в обновлении. Как пояснил представитель администрации в Собрании Сергей Попов, в программу заложили только те МО, которые своевременно предоставили информацию. Еще в 2001 году всем главам сельсоветов были разосланы письма с призывом провести техническую инвентаризацию. Короче, принцип попадания простой: кто не успел, тот опоздал. А то, что в БТИ огромные очереди и осмотр одного дома стоит 3000 рублей (для большинства муниципалитетов — сумма неподъемная), видимо, в расчет не бралось. Да и руководители МО — люди разные: одни не «слезут» с администрации, пока не добьются своего, других самих нужно постоянно тормошить.

— Надо было обсудить вопрос на совещании с главами муниципальных образований, а не так: кто успел, тот попал, — возмутилась Александра Александровна.

Коль скоро финансирование программы все равно большей частью предполагается из окружных денег (доля федерального бюджета равна 7 процентам, 25 процентов – это внебюджетные средства: кредиты банков, ресурсы предприятий, а остальная часть расходов ляжет на округ), то в нее стоит добавить и другие категории жилья, включая колхозные дома, считает Ломакина.

По мнению же Игоря Кошина и Зои Агаповой, этот документ мог быть и более эффективным.

— За последние три года, имея хороший по доходам бюджет, мы не решили ни одной проблемы «от и до», — заявил Кошин. – В этой программе мы пытаемся ликвидировать 40 процентов ветхого фонда. Предлагаю принять ее за основу и доработать с тем, чтобы до 2010 года решить проблему ветхого жилья на 100 процентов. Считаю, что это вполне реально.

Предложение Игоря Викторовича нашло поддержку у депутатского корпуса. До 15 октября разработчики программы должны внести в текст документа существенные коррективы. В частности, высказывались пожелания провести инвентаризацию ветхого жилья по всему округу, чтобы получилась четкая картина, сколько жителей подлежат переселению, а также помочь муниципальным образованиям в организации этой работы – предусмотреть в бюджете деньги для оплаты услуг БТИ.

И еще. Никто из депутатов не ставил под сомнение нужность самой программы. Все замечания касались ее наполнения. Если уж начинать войну с бараками и «гнилушками», то нужно довести ее до победного конца.

Ирина ВОЛКОВА

rss