назад

С ДОБРОМ И МИЛОСЕРДИЕМ

В выходные вновь начались занятия в школе Старообрядческой Поморской общины Нарьян-Мара. На первом уроке речь вели, в основном, о духовных итогах года минувшего

Школа открылась в марте 2003 года, и занимались в ней две группы - детская и взрослая. Уроки у ребят ведет профессиональный педагог Ольга Кийко. Она - из семьи староверов, поэтому, как отзываются об Ольге Александровне в общине, в ней очень силен староверческий дух.

- Мы начали с изучения церковнославянского языка, и за год сделали первые успехи, - рассказывает Ольга Кийко. - Я считаю, что нужно восстанавливать традиции церковнославянского письма, которые сохранялись на Печоре, но потом были утеряны. Хотелось бы, чтобы ребята не только читали, но и грамотно писали по-церковнославянски. Мы прошли немало тем по христианской вере. На уроках часто читаем духовные стихи, и детям это очень нравится.

Летом двое ребят из Воскресной школы участвовали в слете молодежи Древлеправославной Поморской церкви, который проходил в Санкт-Петербурге. Причем были не только слушателями, но и сами готовили доклады. Поучаствовав в форуме, они отправились отдыхать в молодежный лагерь ДПЦ Псковской области, в деревню Подмолодье. Как говорит Ольга Александровна, на слете и в лагере было много ребят из Прибалтики, Белоруссии, Украины, а о наших, из Нарьян-Мара, были самые приятные отзывы.

- Еще наши дети участвовали во всероссийском конкурсе Вернадского, - продолжает Ольга Кийко.- Люба Расулова подготовила работу "Выговский монастырь" (это староверческая обитель, которая некогда считалась "государством в государстве"). Любу и меня как руководителя пригласили в Москву. Но, к сожалению, по уважительным причинам поехать мы не смогли. Однако выступили здесь, на Аввакумовских чтениях, и достаточно удачно. Сергей Горелов представил на конкурс работу "Соловецкий монастырь как центр Древлеправославия", и она тоже прошла во второй тур. Сергей, побывав в столице, привез благодарность и грамоты.

С группой взрослых в Воскресной школе занимается заведующая отделом Севера окружной библиотеки Екатерина Хозяинова. Ее контингент - в основном, пожилые женщины из общины.

- Я очень благодарна тем бабулечкам, которые после долгой службы приходят на занятия, - говорит Екатерина Григорьевна. - Знаете, это они меня многому научили, низкий им поклон.

Екатерина Григорьевна очень сожалеет о том, что все же мало приходит людей "со стороны". Действительно, жаль. Поскольку здесь учат, в первую очередь, добру и милосердию, то есть тому, что в нынешнем мире большая редкость.

- Если только веровать и молиться, ты будешь подобен птице с одним крылом. А если еще и добрые дела совершать - у тебя будут два крыла, и тогда можно устремиться ввысь, - считает она.

Преподаватели обходятся, в основном, своими силами, но нередко для бесед в школу приглашают людей, которым есть что интересного поведать. В гостях здесь были директор краеведческого музея Елена Меньшакова, архангельский художник В. Трещев, и он преподнес в дар общине икону.

- Плоды у нас, несомненно, имеются, - говорит настоятель общины Александр Иванович Ляпунов. - Наши слушатели ездят на конференции в Санкт-Петербург. Там при Невской Старообрядческой общине организованы специальные курсы, и мы повышаем церковные знания. Могу сказать, что уже запланирован Большой Собор старообрядцев, который состоится, возможно, в феврале 2005 года. Нужно сказать, что за 5 лет, как официально община существует, успехи есть. Многие научились читать по-церковнославянски, петь по гласам, что достаточно сложно. Люди тянутся к церковным знаниям. И от этого, конечно, на душе радость. Мы, старцы, уходим в историю, и будущее - в молодежи. Для будущего нужно созидать, поэтому и создали Воскресную школу. Теперь нужно построить храм, чтобы люди приходили в благоустроенное помещение, могли помолиться, послушать пение, отдохнуть, почитать в библиотеке.

Место для храма уже отведено. Он расположится на пересечении площади Победы и улицы Первомайская, на берегу озера. Сейчас готовится проектно-сметная документация, поэтому пока с определенностью можно сказать лишь, что в каменной церкви обязательно будут выражены история и культура старообрядчества. На Севере старообрядческий храм - двуглавый: с колокольней и главой.

Конечно, нельзя было обойти и вопрос, как в общине относятся к одному из главных итогов Архиерейского Собора, который недавно завершился в Москве, - примирение Русской Православной Церкви со старообрядчеством. Подразумевается содействие в образовательной, культурной, издательской практике староверов.

- Бог един. Мы будем только приветствовать эти шаги со стороны РПЦ. Господь ведь как сказал: "Люби ближнего". Если ты не любишь ближнего, значит, ты лжешь. Нужно мириться, быть милосердными. Дальше нельзя так жить. Наши деды совершили много ошибок, но их ведь нужно кому-то исправлять. Вот и подошло такое время - на все Божий промысел. Господь так устроил, что теперь пойдет примирение. У нас ведь единственная апостольская вера, в которой сохранены все догматы, что были в церкви до раскола. Мы называемся старообрядцами, а правильно - староверы, то есть старой веры. Новые православные ввели новые обряды. У нас же церковное чтение - по старым книгам, знаменное пение, земные поклоны. Древлеправославная Поморская церковь все сохранила. За это староверов приветствуют и уважают. Конечно, много было сложностей в нашей истории, но все пережили, все сохранили. А теперь вот старообрядческие храмы строятся, молельные дома ремонтируются. Идет, слава Богу, улучшение.

Наталья СИВКОВА

rss