назад

ЛИСТЬЯ ОСЕНИ

Когда знакомишься с городом, прежде всего обращаешь внимание на самые яркие моменты. Неброский ландшафт рождает желание проникнуть чуточку глубже. Вернейший способ - пообщаться с людьми

Нескольких встреч в Нарьян-Маре мне хватило, чтобы понять: одна из самых примечательных особенностей здешнего образа жизни - желание творчества. Ведь мир нужно украшать не только вокруг себя, но и в себе. У кого-то желание рисовать, мастерить что-то своими руками или выращивать экзотические растения рождается в душевном порыве, у кого-то - это добрая привычка.

У Раисы Николаевны Палкиной - привычка в рукоделии. Впрочем, она считает , что любая женщина ( и это должно быть в генах!) обязана уметь готовить, шить и вязать. Причем, чтобы все качественно и красиво. Так ее воспитали бабушка и мама, которые сами были чудо-мастерицами. За первое свое рукоделие Раиса Николаевна взялась шестилетней девочкой, но вовсе не из-за детского любопытства. И она рассказала все по порядку.

- В 1939 году, после финской войны, отец остался инвалидом - без обеих ног. Мы тогда жили в Архангельске. Зарабатывать на хлеб пришлось маме. Чтобы подработать, она шила и вязала. Стала и я ей помогать. Во время Великой Отечественной мы вязали на продажу покрывала, накомодники, подвесы на кровати. Покрывала - большие, из квадратов, один я вяжу, один - мама. Потом стал подключаться и отец. Сначала он стеснялся матери: "Только ты, Рая, ничего ей не говори". А она все равно заметила, ведь у каждого рукодельника своя рука. Тайна и открылась. Так стали зарабатывать на хлеб втроем. Помню, бабушка приезжала к нам в гости и учила меня: "Одну петлю делаешь так, а другую навынтараты". Это значило - одна петля лицевая, другая изнаночная.

В молодости Раиса Николаевна перебралась в Нарьян-Мар. Вспоминает, что жили бедно, а рукоделие давало большое подспорье. Вещей почти не покупали - она все шила и вязала сама. Но не "потоком", а всегда с выдумкой.

- Приятно самой себе кофточку связать и выйти в ней. Не такая ведь, как у всех. Я вообще не люблю стандартных вещей, не делаю копии моделей из журналов. В одном, например, увижу узор, в другом - фасон и сделаю все по-своему. А процесс сам, конечно, увлекательный, особенно, когда получается. Если вяжется быстро и споро идет, вещь потом носится хорошо. Без настроения нельзя ничего делать. В годы моей молодости мало было красивых качественных вещей, да и разве их достанешь. Зато ситца по 60 копеек продавалось! Бери - не хочу.

В 1997 году Раиса Николаевна пришла в клуб "Татьяна", почти сразу после его открытия. Там учили вышивать, плести кружева, но больше всего рукодельницам понравилось заниматься лоскутным шитьем.

- Мы не просто пришиваем лоскуток к лоскутку, а обязательно делаем узор. Вот, например, одна из моих любимых работ "Озера тундры". Надо было так подобрать узор, чтобы и озера, и тундра отчетливо вырисовывались. Разложила я этот узор на полу, посмотрела - нет, что-то не то выходит. На следующий день - вновь, три дня складывала, пока не добилась того, что мне понравилось. И это вовсе не скучно. Техника сшивания тоже разная бывает. На озерах она называется "пьяная дорожка", потому что лоскутки сшиваются по полукругу. Тундра - она же ведь очень красивая, поэтому в работе у меня 13 разных расцветок: сиреневый, зеленый, желтый, красный, оранжевый, все оттенки. Тундра такая и есть, а вокруг озер она цветущая, - восхищается Раиса Николаевна, и ее рассказ плавно перетекает к источнику воплощенных образов. - Здесь лето короткое, но природа к нему приспособилась. Весной, чуть потеплело, в один день все раскрывается - зелень и цветы, каких только красок нет. Я считаю, что природа - это вдохновение, это санаторий души. Поэтому последняя работа, которую я задумала, будет называться "Листья осени".

На прощание Раиса Николаевна подарила мне архангельский женский оберег. Маленькая тряпичная куколка - символ здоровья и достатка - оберегает не только хозяйку, но и всю семью. Такие фигурки моя собеседница делает сама. И что удивительно: научилась по фотографии.

Наталья СИВКОВА

rss