назад

ТРУБА В ТУМАНЕ

В четверг компания «Транснефть» представила в Нарьян-Маре декларацию о намерениях по созданию трубопровода Западная Сибирь — побережье Баренцева моря. Его презентация вызвала широкий интерес

В зале заседаний мэрии, где проходили общественные слушания, присутствовали генеральные директора практически всех нефтедобывающих компаний региона, правозащитники, экологи, представители управления природных ресурсов по НАО, геологи, ветераны-нефтяники и многие другие.

Намерение государственной компании создать новое экспортное направление транспортировки углеводородного сырья из России в Северную Европу и США в Ненецком округе вызвало неоднозначные мнения. Если замглавы губернатора НАО Андрей Гетман назвал проект прорывом и победой округа, то глава крупнейшего хозяйства СПК «Индига» Юрий Вылка отметил, что в результате строительства пострадают оленьи пастбища как его колхоза, так и ОПХ, и общины «Няръяна ты».

К сожалению, разработчики проекта не смогли точно ответить, какую площадь придется изъять из оборота оленеводов. Ответом стало — «думаю, места всем хватит и… чтобы сохранить оленьи переходы, опустим трубопровод под землю». Однако эти намерения вызвали резкую критику. «Выходит, на всем протяжении трубы придется уничтожить плодородный почвенный слой, — пояснил свою позицию Вылка, — а восстанавливается он в тундре не одну сотню лет. Чтобы нанести меньший урон пастбищам, надо строить надземный трубопровод на высоте двух-трех метров от земли».

Еще одним экологическим минусом проекта является то, что большая часть нефтемагистрали должна пройти по территориям, имеющим статус зоны ограниченного природопользования, где любые хозяйственные работы запрещены. А что самое неприятное, нефтяную жилу предполагают тянуть через Печору, реку, ширина русла которой достигает 1500 метров. А значит, в зону потенциальной опасности попадают нерестилища семги. Кстати, трубопровод должен пересечь 16 крупных северных рек. Здесь главный инженер проекта Вячеслав Клинников сообщил присутствовавшим, что под Печорой для нефтемагистрали предполагается построить специальный тоннель, напоминающий метро. Мол, в случае аварии нефть в реку не попадет.

Как отметил представитель ОАО «Гипротрубопровод», дочернего предприятия «Транснефти», занимавшегося разработкой проекта, в настоящий момент рассматривается два возможных варианта создания трубопровода до Баренцева моря – «южный» (Сургут-Уса-мыс Святой Нос или мыс Большой Румяничный) и «северный» (Сургут-Харьяга-мыс Святой Нос или Большой Румяничный). Начинаться нефтепровод будет в районе Сургута, затем через горы северного Урала пересечет Полярный круг и протянется до головных сооружений в районе города Уса. Здесь и начинается та «развилка» на южное и северное направления до Баренцева моря, точнее до Чешской Губы.

Общая протяженность нефтепровода составит 1 тысячу 788 километров при его строительстве через Усу и 1 тысячу 878 километров – через Харьягу. Общая пропускная способность нефтемагистрали – 50 миллионов тонн «черного золота» в год. Планируется, что месторождения Западной Сибири будут ежегодно поставлять 30 миллионов тонн, а месторождения Тимано-Печорской провинции – 20 миллионов тонн.

Если выберут «северный» вариант, то нефтеотгрузочный терминал будет построен в Индиге. За этот вариант и ратует администрация округа, ведь это инвестиции на обустройство инфраструктуры региона. Такой же точки зрения придерживается и глава индигского муниципалитета Вадим Глухов, однако он отметил, что далеко не все жители поселка разделяют его оптимизм. «У нас люди живут оленеводством и рыболовством, — поясняет Вадим Евгеньевич, — значит, если случится какая-то авария, люди останутся не у дел. Сложится все удачно, пойдут дополнительные поступления в бюджет, начнет развиваться строительство, появятся рабочие места».

Нефтяники «Тоталь» и «Полярного Сияния» попытались выяснить, во сколько оцениваются «северный» и «южный» варианты. От прямого ответа разработчики проекта ушли, однако отметили, что «южный» дешевле в сотни миллионов долларов, ведь протяженность трубы в этом случае меньше на сто километров. В связи с этим стало ясно, какой вариант, скорее всего, предпочтет «Транснефть» в будущем. Не были названы и конкретные сроки начала реализации проекта. Хотя Вячеслав Клинников упомянул, что на его доработку отводится около 10 месяцев, а на строительство – 3-3,5 года.

Как выяснилось в ходе дискуссии, проект трубопроводной системы Западная Сибирь-побережье Баренцева моря не учитывает северных месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, где ведет добычу компания «ЛУКОЙЛ». Хотя если включить в себестоимость и ее затраты, то «северный» вариант становится экономически привлекательнее «южного». В завершение встречи генеральный директор «Нарьянмарнефтегаза» Анатолий Усманов поднял вопрос о дальнейшей транспортировке нефти в порты Европы и Америки, ведь для перевозки заявленных объемов необходима целая флотилия танкеров ледового класса. Какая компания за четыре года готова спроектировать и создать ее? Представитель «Транснефти» ответил, что «это не входит в компетенцию компании…. Но этот вопрос решается…».

Спору нет, сооружение нефтепровода в обход датских проливов позволит поставлять российскую нефть, минуя возможные санкции Евросоюза в Балтийском море, однако в борьбе за независимость не стоит пренебрегать и интересами регионов, по территории которых протянется нитка трубопровода. Предполагается, что нефтемагистраль пройдет по территории Ханты-Мансийского, Ненецкого автономных округов и Республики Коми.

Марина Измайлова

rss