назад

ВЫГОДНОЕ СОСЕДСТВО

Своим названием Ханты-Мансийский округ обязан двум коренным малочисленным народам, проживающим на его территории, - ханты и манси. Их традиционные занятия - охота, рыболовство, оленеводство (на севере) и скотоводство (на юге). Но сегодня многие, увы, забросили исконные промыслы. Русскинской сельсовет, пожалуй, единственный в округе, где ханты по сей день ведут действительно традиционный образ жизни. Именно туда направился в гости корреспондент "ЕВ"

В поселке Русскинские никто не прячется от камеры и не отворачивается от объектива фотоаппарата. К частым визитам журналистов здесь привыкли, поэтому наше появление не нарушило мирного течения жизни этого, не сказать, чтобы большого, населенного пункта. Люди с интересом поглядывали в нашу сторону, видимо гадая: а эти откуда?

На территории сельсовета проживает 1600 человек, из них 853 - ханты, большая часть из которых постоянно находится на своих родовых угодьях, а в деревню приезжают затариться продуктами, сдать дикоросы, рыбу, беличьи шкуры и навестить детей в пришкольном интернате. У половины имеются квартиры в поселке, и какие квартиры - впору позавидовать.

Строительство жилья в Русскинских осуществляется как за счет бюджетных денег, так и средств нефтяных компаний. Нефтяники строят даже больше. Два новых кирпичных дома с синей крышей на въезде в поселок, например, возводил "Сургутнефтегаз". Один из них предназначен для пенсионеров, которым в силу своего возраста уже тяжело жить в лесу. Дома для коренных жителей строят и предприятия "ЛУКОЙЛа", работающие на территории сельсовета.

Если раньше ханты прохладно относились к идее обзавестись собственным жильем в поселке, скорее, не считали это возможным, то с приходом на их земли нефтяников ситуация в корне изменилась. Сегодня каждая семья не прочь иметь домик в деревне. Но жилья, несмотря на продолжающееся строительство, все равно не хватает, говорит глава администрации Русскинского сельсовета Андрей Соболев.

Андрей Николаевич уже становился героем наших публикаций. В июне он приезжал в Ненецкий округ, и тогда мы разговаривали с ним про то, как живется коренным малочисленным народам в ХМАО, как у них складываются взаимоотношения с нефтяными компаниями, кто выступает в роли третейского судьи в случае возникновения конфликтов, а они неизбежны, когда сталкиваются интересы людей, ведущих свою хозяйственную деятельность на одной территории. Но одно дело услышать и совсем другое увидеть все собственными глазами. Очное знакомство с национальным поселком ничуть не разочаровало. Разве что в воображении он рисовался более компактным, а в жизни оказался несколько просторней. А в остальном совпадение полное: тут тебе и заасфальтированные дороги, и бордюры, и обещанные газоны.

- Когда я сюда приехал, здесь была практически пустыня - кругом один песок. Была грунтовая полоса, куда садился Ан-2. Он в песок закопается, и мы всей деревней его толкали, - с улыбкой вспоминает Соболев. - Уже став главой администрации, а я работаю в этой должности восьмой год, занялся благоустройством поселка. В первую очередь договорился с Усмановым, он тогда возглавлял "ЛУКОЙЛ-АИК", о завозе торфа. Анатолий Александрович завез, наверное, машин 500, не меньше. И мы засыпали всю деревню торфом, разровняли. После этого у нас начала хоть трава расти. Потом деревца посадили, ограждения сделали, бордюрчики. В общем, помаленьку начали благоустраиваться. Видели бы вы, какая деревня была и какая стала. Долгое время она считалась бесперспективной. А теперь вот катастрофически не хватает жилья, столько желающих здесь жить. Если уж быть правдивыми до конца, то без нефтяников деревня была бы в убогом состоянии. Все, что у нас сейчас есть, во многом заслуга нефтяных компаний. Мы, конечно, расплачиваемся своими угодьями, своими территориями, но так уж устроен мир: для того, чтобы иметь, нужно что-то отдавать.

Обязательства недропользователей и коренного населения по отношению друг к другу закреплены в договорах. Причем если раньше экономические соглашения подписывали две стороны - руководители нефтяных компаний и главы родовых угодий, то сегодня они трехсторонние. Третья подпись под документом - главы

местной администрации.

- Администрация является контролирующим звеном, - пояснил Андрей Николаевич. - Мы выступаем в качестве амортизатора между сторонами. Помогаем прийти к общему знаменателю, в случае возникновения каких-то проблемных ситуаций, как третье лицо участвуем в разборе полетов. Мы и раньше своей властью разнимали конфликты, когда таковые случались, а теперь наша роль в договорных отношениях закреплена юридически.

Впрочем, каких-то глобальных конфликтов между нефтяниками и коренным населением, по словам Соболева, в последнее время не возникало. Нефтяные компании привыкли, что надо компенсировать неудобства, которые они причиняют своей производственной деятельностью, а ханты свыклись с присутствием на своих землях нефтяников и научились извлекать из этого соседства пользу.

- Ежегодно компания заключает договора с коренным населением тех территорий, где она работает, - в свою очередь сообщил нам генеральный директор ЗАО "ЛУКОЙЛ-АИК" Юрий Болдырев. - Согласно этой программе ежемесячно выплачиваем всем членам семей, проживающим на родовых угодьях, определенную сумму, помогаем строительными материалами, техникой, дизельным топливом, бензином. Помогаем, чем можем. Конфликтов практически не бывает. Многие коренные жители заканчивают ВУЗы, а потом приходят работать на наши месторождения. Несколько очень перспективных ребят трудятся на Грибном месторождении операторами по добыче. Словом, мы соблюдаем все пункты нашего договора и оказываем помощь даже сверх того, поэтому у нас все стабильно.

- Понятно, что нефтяные компании не упускают своих интересов, но они всегда стараются как-то помочь коренным жителям: вертолетами, топливом, жильем, - даже не обращая внимания, есть это в договоре или нет, - почти то же самое говорит глава сельсовета.

Но так было не всегда. Когда только начиналось освоение этих земель, доходило до серьезных столкновений.

- Бывало раньше и так: приходит нефтяник и говорит оленеводу, мол, убирай к чертовой матери отсюда свой чум, мы здесь буровую будем строить. И он собирался и уходил дальше, - сделал экскурс в историю десятилетней давности Соболев. - Потом всем стало понятно, что это непорядок. Стали создавать родовые угодья. Очень тяжело было каждому роду отвести свой кусок земли. Каждый ведь хочет взять побольше. А рядом же соседи. А они отдавать землю не хотят. Ну, кое-как разобрались. А впоследствии начали заключать экономические соглашения между нефтяными компаниями и главами родовых угодий.

Аппетиты последних за 10 лет изрядно выросли, что тоже становилось причиной конфликтов. Чем больше имеешь, тем больше хочется. Некоторые, например, требовали, немедля построить им дом в обход договора. Но все же большинство глав угодий пришли к мысли, что изложить пожелания на бумаге, скрепленной подписями, будет верней. Кроме того, в администрации Русскинского сельсовета есть отдел по работе с коренным населением, куда всегда можно обратиться за советом и помощью, а если потребуется, и за защитой. Да и сам Соболев своих в обиду не даст. Прежде чем встать на чиновничий путь, как он сам шутливо называет свой нынешний род деятельности, Андрей Николаевич работал охотоведом в промыслово-охотничьем хозяйстве. Поэтому он знает всех хантов в округе, и все ханты знают его. Знают как человека неравнодушного к их чаяниям. Положа руку на сердце - Русскинским с начальником повезло. Рачительный хозяин, просчитывающий ситуацию на несколько шагов вперед, он умудряется и с нефтяниками выдерживать ровный тон, и с вышестоящим начальством ладит, и с простыми людьми всегда находит общий язык. При этом не цедит слова сквозь зубы, на манер некоторых руководителей, а прост и открыт в общении.

Про любимый поселок Соболев может говорить часами. Про школу, про знаменитый на всю страну музей природы и человека (о нем мы расскажем в одном из следующих номеров), про строительство нового детского сада на 90 мест, про возведение церкви на берегу реки в честь Святого Андрея Первозванного, про центр национальной культуры, бордюрчики, газончики и прочее. Бережное отношение к национальной культуре, обычаям и традициям хантов - любимый пунктик Андрея Николаевича.

- Коренные жители у нас ведут по-настоящему традиционный образ жизни: повседневно ходят в национальных одеждах, проживают в избушках и чумах, занимаются охотой, рыболовством, оленеводством, - с неподдельной гордостью сообщил он. - На территории Сургутского района есть еще одна национальная территория, где проживают угутские ханты. Но они более обрусевшие: национальную одежду почти не носят, оленей практически не держат, охотой не занимаются. А у нас пока эта самобытность сохранена, и мы делаем все для того, чтобы эта самобытность сохранялась. Во-первых, это - культура народа. Ее нельзя взять и просто вычеркнуть из истории. Во-вторых, не буду скрывать, она дает какую-то пользу нашей территории. Чтобы посмотреть на этот самобытный уклад жизни, к нам и центральное телевидение приезжает, и иностранцы, и те, и другие, и третьи. Мы где-то гремим, на нас больше внимания обращают власти. Я могу приехать в райцентр и сказать, извините, но надо срочно что-то сделать, ко мне ездит много народа, в том числе иностранцы, и некрасиво демонстрировать им наши недоделки.

Все-таки умение приходить к компромиссу очень важное качество для руководителя. Как показывает опыт Русскинского сельсовета, оно может приносить территории вполне ощутимые дивиденды.

Ирина ВОЛКОВА

rss