назад

ОЖИДАЕМАЯ ЭПИДЕМИЯ

Ожидаемая реформа здравоохранения может лишить россиян бесплатного лечения туберкулеза. А ввиду предстоящего перераспределения полномочий между округом и областью под большим вопросом оказывается и региональная противотуберкулезная программа. Если ее финансирование сократится, НАО ожидает самая настоящая эпидемия

Кабинет главного врача противотуберкулезного диспансера Евгения Безрукова украшает карта НАО, на которой отмечены красными флажками инфекционно- опасные очаги заболевания. Я насчитала их не меньше десятка: Нельмин Нос, Андег, Красное, Усть-Кара, Несь, Тельвиска, Каратайка, Нарьян-Мар…. И хоть показатель заболеваемости у нас ниже общероссийского в полтора раза, назвать ситуацию благополучной нельзя, считает Безруков.

- Среди впервые выявленных свыше 60 процентов больных - с открытой формой заболевания, то есть выделяющих микобактерии туберкулеза. Поэтому в эпидемиологическом отношении обстановка является напряженной. Чахотка - болезнь непредсказуемая. Она напрямую зависит от социального благополучия. Вот произошли в 90-х годах изменения благосостояния населения, и сразу в России подскочила заболеваемость туберкулезом. Намеченные правительством реформы по той же монетизации льгот явно не сделают россиян богаче и счастливее, скорее наоборот. Да и объединение региона с областью сыграет не в пользу жителей НАО. Когда мы были единой административной единицей, - говорит Безруков, - на проведение всех мероприятий по туберкулезу область выделяла лишь треть от необходимой суммы. Будут, как прежде, финансировать нас по остаточному принципу.

Лечение одного туббольного обходится в 10 тысяч долларов в год. Стоимость антибактериальных препаратов впечатляет: упаковка циклосерина - 30 тысяч рублей, флакон таваника - 1370 (на курс их требуется три десятка), одна таблетка паска - 72 целковых, а этот препарат принимают каждый час в течение суток. Пока больные проходят дорогостоящее лечение за счет государства. Львиную долю расходов здесь берет на себя бюджет НАО. В прошлом году из федеральной казны на закупку медикаментов было выделено 84 тысячи 567 рублей, из окружной - более трех миллионов.

Если в других регионах затраты на лечение куда скромнее, то у нас на здоровье людей не экономят, благо бюджет позволяет. Поэтому степень эффективности лечения высока - 80-90 процентов. Умирают в НАО от туберкулеза по 4-5 человек в год. Как утверждают медики, в основном те, кто не захотел лечиться. Есть и такие, ведь больше половины обитателей тубдиспансера - люди, страдающие алкоголизмом, бывшие заключенные, бомжи. Однако чахотка границ не знает, в том числе и социальных. Среди носителей палочки Коха есть и благополучные люди. Но даже им противотуберкулезные препараты будут не по карману. В этом году выявлено 16 человек, впервые заболевших чахоткой. В настоящий момент флюорографический отряд работает в Оксино. Не обследованными пока остались пять отдаленных поселков.

Окружная программа неотложных мер по борьбе с туберкулезом рассчитана до 2008 года. Кстати, она более "льготная", чем аналогичный общероссийский документ. Например, за счет местного бюджета у нас раз в год оплачивается проезд больных к месту лечения, а также на операцию и в санаторий. Кроме того, учитывая, что при данном заболевании в организме человека идет большой расход белков, был введен пункт о восполнении белкового дефицита. В стационаре организовано усиленное питание мясом и молочными продуктами. Те, кто лечится амбулаторно, получают по 100 рублей в месяц. В этом году на финансирование программы неотложных мер борьбы с туберкулезом региональная казна выделила 9 миллионов рублей, из них 6 предназначены на приобретение флюорографов для искательской амбулатории и окружной больницы.

Кроме того, на средства округа закупается вакцина для прививок, защищающих организм от палочки Коха. В программе заложены финансы для технического оснащения окружного диспансера и передвижных флюорографических отрядов, оплата услуг авиации по доставке аппаратуры в глубинку. Запланировано приобретение стационарных флюорографов в семи участковых больницах (сегодня они есть лишь в Хорей-Вере и Харуте). В рамках программы реализуется проект телемедицины - передачи сведений о больном с помощью электронных средств связи, позволяющий в короткие сроки поставить диагноз, назначить лечение и сэкономить на авиаперевозках.

- Благие намерения могут остаться на бумаге, - делится опасениями Евгений Безруков, - если у регионального бюджета не будет средств для дальнейшего финансирования программы неотложных мер по борьбе с туберкулезом. Планы этого года осуществятся, но ведь документ рассчитан на пять лет. Так приобретение флюорографов для передвижных отрядов, которые занимаются ранним выявлением заболевания, как в Нарьян-Маре, так и в поселках, намечено на 2007-2008 годы. Согласятся ли в области тратить 3 миллиона рублей, допустим, на Несь, где проживает полторы тысячи человек? Сегодня в Архангельске нет таких антибактериальных препаратов, какие имеются у нас. Я, конечно, надеюсь, что лечение опасного заболевания государственные мужи не оставят без поддержки. Иначе сократятся места в стационарах, оплачивать лечение самостоятельно бомжи и алкоголики не смогут. Итогом станет эпидемия туберкулеза. Чтобы ее остановить, понадобятся средства во много раз превышающие нынешние затраты.

Пока окружным пульмонологам удается сдерживать рост заболеваемости. Во-первых, благодаря профилактическим мероприятиям - в округе до сих пор каждый житель, начиная с 15-летнего возраста, проходит обследование по туберкулезу. Во-вторых, поддержке окружного бюджета, а также добросовестной работе коллектива тубдинспансера, который на протяжении четырех десятилетий возглавляет заслуженный врач России Евгений Безруков.

Марина ИЗМАЙЛОВА

rss