назад

ПО ЗАКОНУ ИЛИ ПО СОВЕСТИ

Девяносто восемь семей в Искателях, получивших несколько лет назад квартиры от своих предприятий, не могут до сих пор получить регистрацию по месту жительства. Сегодня ведутся разговоры о вероятном выкупе бывшего служебного, а ныне муниципального жилья

Дело в том, что в связи со вступлением с 1 января 2005 года нового Жилищного кодекса, получившие ордер после этого срока, права бесплатной приватизации лишаются. Они должны будут отдать государству 1 процент от ее стоимости по оценке бюро технической инвентаризации. В связи с этим в стране появится часть граждан, которым не по карману будет выложить такую сумму. В нашем случае, людям, отработавшим на родном предприятии по два десятка и более лет, за бесплатно выданное жилье придется заплатить по 100-200 тысяч рублей государству или по миллиону - муниципалитету.

Дома №11, 12 и 2 по улице Россихина, а также дом №3"а" по улице Строителей до 17 июня сего года числились на балансе "Архангельскгеолдобычи". По договору безвозмездной передачи "АГД" подарило ведомственный жилой фонд муниципальному образованию "Рабочий поселок Искателей". Когда шла подготовка документов, между руководством ОАО "Архангельскгеолдобыча" и главой поселка Александром Муравьевым по жильцам была достигнута устная договоренность, в результате которой появился пункт 1.8, оговаривающий, что в передаваемых домах уже проживают квартиросъемщики. Люди занимали жилплощадь на основании договоров найма, заключенных на период работы на предприятии. В каждой квартире зарегистрирован один член семьи, на которого трудовой коллектив выделил квартиру. Однако из-за отсутствия ордеров, они не могли ее приватизировать и получить регистрацию по месту жительства. Люди надеялись, что после передачи домов в ведение муниципального образования, их положение измениться. Прошло четыре месяца, но все осталось по-прежнему.

По действующему жилищному законодательству ордера выдает исполнительная власть. Казалось бы, что может помешать теперь после того, как дома были подарены муниципальному образованию, их выдать. Ведь отныне полноправный владелец жилья - муниципалитет. Но на обращения граждан с просьбой выдать ордера власти поселка говорят, что по закону у них нет такого права, так как ордера выдаются в порядке очередности, а на муниципальное жилье с 1982 года претендуют еще 570 семей. Мол, как в обход очереди мы выдадим жилье.

- В законе не прописан механизм выдачи ордеров при передаче ведомственного жилья в муниципальную собственность, - объясняет заместитель главы муниципального образования поселка Искателей Юрий Борков. - Мы обратились в прокуратуру. Ответ за подписью прокурора гласит: "в настоящее время вышеуказанные квартиры предоставлены гражданам на условиях договора коммерческого найма, в связи с чем основания для их включения в муниципальный жилищный фонд социального использования, а также выдачи ордеров гражданам, проживающим в этих жилых помещениях, отсутствуют".

При этом Борков отметил, что договоры, заключенные с прежним владельцем, действуют.

- Никто граждан выселять не собирается. У большинства из них срок действия договора истекает 4 апреля 2005 года. Таким образом, право на участие в бесплатной приватизации они теряют. Конечно, муниципалитет может жилье продать. Но у нас есть пятьсот с лишним очередников, и они вправе потребовать это жилье. Наши юристы пытаются найти брешь в законодательстве, ведь оно несовершенно, чтобы каким-то образом обеспечить договорами социального найма хотя бы незащищенные категории граждан: инвалидов, многодетных, погорельцев, участников боевых действий, пенсионеров. Думаю, по решению депутатов вышеперечисленные категории граждан получат договор социального найма, который впоследствии позволит им приватизировать жилье. Что касается остальных … не знаю. Понимаю, людям обидно, что они проработали здесь всю жизнь и в результате остались у разбитого корыта. Цена вопроса большая - миллион рублей на каждую семью, поскольку цены на жилье в Нарьян-Маре бешеные. Конечно, многие хотели бы продать квартиры и выехать в более благоприятные климатические районы. А получается - их обделили. Возможно, стоимость жилья будет дешевле рыночной. Когда я встречался с гражданами, предлагал обратиться в суд с иском к администрации. У нас появилась бы судебная практика, тогда все стало бы на свое место.

Работники "Нарьян-Марской экспедиции" ООО "ЛУКОЙЛ-бурение-Перьм", проживающие в злосчастных домах, считают, что муниципалитет намеренно затягивает выдачу ордеров, чтобы впоследствии заставить заплатить за жилье, в которое поселок не вложил ни копейки.

- Когда город принимал на баланс дома "Нарьянмар-строя", авиапредприятия, морского порта и других организаций, никто о двух тысячах очередников что-то не вспоминал, - говорит топограф экспедиции Татьяна Сидорова. - Что за бред! Я в очереди тоже, между прочим, два десятилетия отстояла. И в общежитии, и в бараке жила. На предприятии, что выделило мне жилье, 32 года отработала - это, что ничего не значит?! В поселковой администрации нам намекали на возможную оплату, но простите, сам Александр Иванович, как и остальные работники муниципалитета, свои квартиры от геологии получили. Может быть, им тоже счет предъявить? Очевидно, глава хочет решить жилищные проблемы поселка за счет работников геологии, но если бы у нас был этот миллион, унижаться и жить по 20 лет в бараках не стали бы. На Россихина, 12 живу три года и все это время оплачиваю коммунальные услуги, отсутствие ордера не мешает брать с меня деньги.

- Люди паспорта поменять не могут, так как у них ордера нет, - подключается к разговору ведущий геолог инженерно-геологической партии Татьяна Воронина. - У моей дочери-студентки возникли трудности с получением регистрации в общежитии, так как запись о регистрации по месту жительства отсутствует, она в Санкт-Петербурге учится. В службе заказчика по ЖКУ поселка прописать ее отказались. Куда я только не обращалась. Квартиру на Россихина, 12 получила в августе 2001 года, а документы оформить на жилье не могу до сих пор. Ситуация ужасная! В Нарьян-Мар приехала в 1972 году, сразу после института, и все это время работала в экспедиции. Скоро пойду на пенсию, вся жизнь отдана Северу. Единственное, что заработала - квартира, а теперь оказывается, за нее надо заплатить, да еще такую непомерную сумму.

- Интересно получается, - говорит погорелец Виктор Заврин, - получить регистрацию по месту сгоревшего дома можно, а по тому адресу, где проживаешь - нет. Мне недавно в паспорте прописку нарисовали по Россихина, 11, где мы проживали, пока он не сгорел. А моя супруга до сих пор по паспорту на Тиманской, 2, что в 2001 году сгорел, проживает. Вот так-то. Жильцам нашего 11-го дома больше всех не повезло. Из договора о безвозмездной передаче жилфонда "АГД" муниципалитету сгоревший дом исключили. Получается, администрация поселка от него открестилась.

Поссовету незачем обращаться в прокуратуру с запросом, утверждает начальник юридического отдела экспедиции Евгений Канев, ведь статья 209 Гражданского кодекса РФ дает искательской администрации как собственнику право распоряжаться имуществом по своему усмотрению. По его словам, на днях представители экспедиции встречались с Александром Муравьевым, который попросил руководство предприятия предоставить решения трудовых коллективов, по которым работникам выделили жилье. Эти документы и станут основанием для выдачи ордеров.

- Как мне кажется, в первую очередь, это вопрос совести, - заметил заместитель гендиректора экспедиции Олег Белак. - Например, у меня есть право жестоко наказать своего ребенка, но я этого не делаю, так как у меня есть совесть и чувство любви к нему. Администрация, являясь собственником жилья, говорит, хочу выселю, хочу не выселю - имеет право. Как классик марксизма-ленинизма говорил - "по закону все правильно, а по сути - издевательство". Кстати, у некоторых жильцов срок договора уже истек, как быть с ними?

Марина МАМАЕВА

rss