назад

ПЕРЕХИТРИТЬ ВРЕМЯ

За окружной краеведческий музей можно порадоваться: теперь там имеется свой специалист, который будет реставрировать экспонаты из ткани. Такое право после стажировки в Архангельске получила Наталья Пырерко

Окончив Суздальское художественное реставрационное училище, Наталья работает в музее второй год. Но до последнего времени, хотя и владела навыками обращения с реликвиями, восстанавливать их без соответствующего допуска не могла.

- Это была моя первая стажировка в филиале Всероссийского научно-художественного реставрационного центра им. И. Э. Грабаря, - рассказывает Наталья. - Познакомилась с различными методами очистки, дублирования и укрепления тканей. Пожалуй, один из самых ценных секретов мастерства, которому я научилась, - это так называемая промывка экспонатов. Сначала, допустим, старинную шаль или сарафан с помощью химических веществ очищают от пятен, после в специальной емкости промывают проточной холодной водой, потом дистиллированной. Далее сушат фильтровальной бумагой и феном. В нашем музее такой процесс можно провести лишь с небольшими экспонатами, потому что пока нет необходимого оборудования.

Удалять "следы времени", между прочим, не так-то легко. Того и гляди, краска может потечь или ткань расползется. Неверный шаг - и вещь испорчена. Поэтому одно из первых правил в работе - аккуратность. Занятиями Натальи Пырерко руководила художник-реставратор Галина Григорьева, которая известна в числе лучших российских знатоков своего дела.

- Интересно было с ней общаться и работать. Под ее руководством я отреставрировала несколько экспонатов. К примеру, кокошники. Их распарывают, все детали приводят в порядок, а потом заново сшивают.

В окружном музее немало старинных вещей, к которым нужно приложить руку реставратору. Это ненецкие повязки из сукна, меха, бисера, мезенские кокошники с галунами, душегрея, сарафаны, шали, платья. Таким образом, поле деятельности у Натальи Викторовны есть. Однако для восстановительных работ требуется специальное место, оборудованное вытяжкой, поскольку используются химические вещества. Пока такового нет, придется подбирать лишь те предметы, которые можно восстановить малыми силами.

- Проще реставрировать головные уборы. Я же люблю работать с шалями, дублировать ветхие места, иными словами - ставить заплатку, для чего нужны специальная ткань и клей. Меня привлекают старые вещи, поэтому и нравится то, что я делаю: своими руками возвращаю их к новой жизни, - говорит Наталья.

Похоже, реставраторам и впрямь дана возможность перехитрить время. Возвратившись после стажировки, Наталья Пырерко уже успела применить знания на практике. В экспозиции музея появилась новая, отреставрированная ею вещь - чехол или, как его называли, рубашка для шаманского бубна. Этому раритету больше сотни лет. И кто знает, сколько бы еще он был сокрыт от глаз посетителей в запасниках, если бы не Наталья Викторовна.

Татьяна ПОДЛЕСНАЯ

rss