назад

ПРОДАЖНАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ЗРИ В КОРЕНЬ

В Нарьян-Маре и окрестностях в прошедший месяц состоялось нашествие социологов. Тянулись по домам вереницы интервьюеров. Нарьянмарцы давали им по три интервью за день - прямо как маститые кинозвезды. Уже отметились в наших северных широтах и именитый Фонд "Общественное мнение", и группа под руководством залетного москвича Дубова, и профессионалы из Питера, которым удалось сохранить инкогнито

С позапрошлой недели некоторые нарьян-марские газеты стали публиковать глубокомысленные выводы о кандидатах со ссылками на незамысловатую и весьма сомнительную социологическую цифирь. Надо думать, что поток этих "социологических откровений" будет становиться еще гуще по мере приближения к выборам главы администрации НАО. Например, "Выбор народа" обнаружил самого известного в округе политика. Тот, кто знает историю создания и финансирования этой газеты, без труда догадается, что этим наиболее известным в НАО человеком оказался бывший главный федеральный инспектор округа, отработавший в этой должности аж почти год. Спрашивается, откуда такая известность?

В своем интервью в этой же газете некий московский профессор предостерегал нас от фальшивых результатов опросов, которые публикуются с целью повлиять на мнение граждан. Предостерегал вроде правильно. Однако дальше уважаемый профессор плавно переходил к мысли, что почти все социологи - сборище дилетантов, а на "факты реальности" (слово-то какое!) может отныне претендовать только он один... Заявления такого рода не новы. Всегда на выборах находится кандидат, пытающийся доказать, что его социологи - самые честные. По принципу "я в белом фраке, а вы все - известно в чем".

Неприятно, когда нами пытаются манипулировать. Но отчаиваться рано. У нас есть рецепт, как обвести вокруг пальца всех продажных социологов и "пиарщиков" сразу. Мы предлагаем всем, кого интересуют опросы, другой ориентир, простой и удобный. Смотрите не на фирму или институт, проводивший опрос, а на газету, которая его опубликовала.

Возьмем, например, "Выбор народа" или "Известия НАО" - сразу видно, что это газеты, выпускаемые специально к выборам. Анализ их публикаций говорит о том, что большинство из них, так или иначе, работают на бывшего руководителя "Архангельскгеолдобычи" Баринова. Значит, и результаты "опроса" в этих газетах, наверняка, будут в его пользу. В этих же газетах можно ожидать самых теплых слов и о Кошине - младшем политическом партнере Баринова. Если об итогах социологического исследования докладывает "Заполярная столица" - будь уверен, товарищ, опрос проводили люди мэра Родионовского. Тут же ждите и теплых слов о Бутове. Если причудливые столбики с процентами публикует "Нэрм Юн" - значит, опрос заказали тоже "бутовцы". Это, как говорится, к бабке не ходи. У Шмакова за спиной ни одной заранее подготовленной к выборам газеты нет - и уже становится интересно, как он обойдется? Пока этот очевидный недостаток компенсируется его предвыборным штабом за счет пестро оформленных, но занятных по содержанию листовок, которыми этот кандидат усердно снабжает наших избирателей.

Не менее интересно и то обстоятельство, что среди кандидатов в главы администрации оказалось изрядное количество мало кому известных личностей, а то и совсем никому не известных. Причем двое из них - и вовсе москвичи. Нехитрый анализ указанных ими мест работы показывает, что половина этих "серых лошадок" - вспомогательные кандидаты Бутова, которые за счет средств своих избирательных фондов должны будут, видимо, писать гадости про основных соперников действующего главы - господ Баринова и Шмакова, а другая половина - такие же "вспомогательные кандидаты", но работающие на Баринова. Соответственно, их задача - выпускать разное вранье про Шмакова и Бутова. Чтобы не быть голословными приведем пример. Официальным местом работы новоиспеченного кандидата Колесникова значится мифическое "Информационно-аналитическое агентство "Клуб ЭОС". Эта же самая организация официально является учредителем предвыборной газеты "Выбор народа", а газета активно рекламирует Баринова и критикует его конкурентов. Не нужно обладать особенной смекалкой, чтобы понять, что и кандидат Колесников будет, наверняка, действовать в его же интересах.

Теперь, друзья, когда вы во всеоружии, остается пожелать вам удачного путешествия по предвыборным социологическим рейтингам и агитационным листовкам!

Александр МИХЕЕВ,
антипиарщик

rss